Тема любви в творчестве А. А. Фета
Творчество Фета занимает особое место в русской литературе. Роль этого поэта огромна в формировании такого направления литературы 19 века, как «чистое искусство». Больше того, Фета с уверенностью можно назвать предшественником импрессионизма в русской поэзии. Лирика этого автора отличается яркостью, легкостью и детальностью.
Фет писал: «Поэт — тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит». Он считал, что поэт, в первую очередь, певец красоты, и в этом его основная задача: «Попробуйте воспеть изобретение
Фет не воспевает страстные чувства. В его поэзии мы не находим таких ярких эмоций, как отчаяние или восторг. Хотя это и не делает поэзию Фета о любви менее интересной,
Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Настоящая любовь, по мнению поэта, вечна, поэтому часто любовные стихотворения у Фета имеют форму воспоминания.
Лирический герой прекрасно помнит все то, что когда-то испытывал: И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь. Стихотворения о любви у Фета удивительно музыкальны. Поэт обладал феноменальной способностью создавать образы, не вырисовывая деталей.
При этом созданная им картина была понятна и близка по-своему каждому читателю. Важно заметить также, что, несмотря на некоторую «расплывчатость» и туманность образа, Фету все же удается создать ощущение прекрасного: Только встречу улыбку твою, Или взгляд уловлю твой отрадый, — Не тебе песнь любви я пою, А твоей красоте ненаглядной! Фет считает, что намного важнее не сама любовь как конкретное чувство, испытываемое человеком в определенный момент его жизни.
Намного важнее его душевное состояние в какой — то миг. Именно мгновение ценно, важно то, что происходит сейчас. Даже самые малейшие движения души человеческой вызывают у поэта глубокий интерес. Он очень точно и, в то же время, предельно ярко передает оттенки переживаний лирического героя. Говоря о любовной лирике Фета, нельзя не вспомнить об одном из самых ярких стихотворений поэта.
Это произведение удивляет, в первую очередь, тем, что оно весьма динамично, но при этом в нем отсутствуют глаголы, которые и должны были бы создавать смену картин: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучах пурпур розы Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, и заря!.. На мой взгляд, данное стихотворение привлекательно не только сюжетной и эмоциональной «картинкой», но и мастерской подачей чувств лирического героя. Оно передается через описание состояния природы, но при этом сохраняется некоторая недосказанность.
Еще Дружинин определил талант Фета как «уменье ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было ничем иным, как смутным, мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия». Я полностью согласен с этим мнением критика.