Тема дома и бездомья в лирике А. Блока

Свое творчество А. Блок осмыслял как единое, называя все написанное «романом в стихах», «трилогией вочеловечения». Главная идея этой трилогии Блока — идея трагического пути лирического героя, кровно связанного со своим временем. В письме к А. Белому он образно обозначил этапы этого пути: «…от мгновения слишком яркого света — через непроходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятьям, «возмездию» и…- к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру».

В первый том стихотворений

Блока вошли три цикла: «Ante lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья». Здесь романтический лирический герой как бы разделен надвое. С одной стороны, он разочарован в жизни и стремится к смерти. С другой — герой любит жизнь и хочет ею наслаждаться. Разочарованный герой, отверженный и одинокий, не имеет своего дома.

Он вынужден скитаться, презираемый толпой: «В холодной мгле передрассветной Среди толпы блуждаю я…» Ощущение себя в жизни герой передает фразой: «Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне». У лирического героя первой книги стихов Блока нет дома. Да он ему и не нужен. Герой бродит

по свету. Он молод, ищет себя, познает мир: В ночи, когда уснет тревога.

И город скроется во мгле. — О, сколько музыки у бога, Какие звуки на земле! «В ночи, когда уснет тревога…» Особенно сильно этот мотив начинает звучать в оптимистических, жизнерадостных стихах первой книги , в цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Поэт считал, что любовь к миру открыта человеку через любовь к женщине. Лирический герой показан в этом цикле на фоне природы, вечных стихий. Скорее здесь развивается тема странничества и слияния с природой. Эта тема заявлена уже во «Вступлении»: «Отдых напрасен.

Дорога крута. Вечер прекрасен. Стучу в ворота». В момент любви для героя весь мир — его дом: «Навстречу вешнему расцвету Зазеленели острова», «Тихо вечерние тени В синих ложатся снегах». В «Распутье» возникает другой мотив.

Появляется связь с повседневностью, внимание к человеческому горю. В этом цикле двойник лирического героя — нищий бродяга, не имеющий своего пристанища из-за социального положения : Мимо идут, говоря: «Ты, прохожий, Точно такой же, как я, как другой; Следом идет на тебя непохожий Сгорбленный нищий с сумой и клюкой». Лирический герой становится ближе к людям, он начинает замечать их страдания. Поэтому чувствовать себя благополучным он уже не может. Сердцем герой — вместе со своим народом.

Лирика второго тома отразила важные изменения в творчестве Блока. Теперь лирический герой обращен к миру, к его бедам и радостям. Здесь отчетливо начинает звучать тема Родины. Для лирического героя Родина — его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее «тайну», познать и понять, а, значит, помочь.

Герой приходит к выводу, что основа Руси — ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной — нужно быть рядом с народом : Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины… Так — я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу. В цикле «Разные стихотворения» появляется образ осеннего поля, ненастья, пронизывающего насквозь ветра. Этот образ символизирует положение страны, русского народа.

И это — дом для поэта, неуютный, холодный, продуваемый. Однако по-другому лирический герой не может. Он не может бросить свою Россию.

Погружаясь в стихию повседневности, Блок создает свой знаменитый «чердачный цикл» . Здесь лирический герой — представитель городских низов, один из многих «униженных и оскорбленных». Его окружают «зловонные двери», «низкий потолок», «заплеванный угол», «оловянные кровли». Лирическое «я» растворилось в личностях других людей, в тех «униженных и оскорбленных», которым нужна помощь и сочувствие.

Третий том стихов Блока — завершающий том его трилогии. Это высший этап трудного, во многом трагического пути поэта. Он открывается циклом «Страшный мир». Теперь дом для лирического героя — вся Вселенная, космос: Миры летят. Года летят.

Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь, — в который раз? В этом цикле вновь приобретает сильное звучание мотивы трагического мироощущения, «угрюмства», мысль о роковом круговороте жизни, о беспомощности человека. Эти мотивы продолжают развиваться и в других циклах третьего тома.

Однако нельзя думать, что в финал творчества поэта — это пессимизм и фатализм. Отнюдь: О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! Тема дома и, как его развитие, тема бездомья пронизывает всю творчество Блока. Можно сказать, что эта тема — один из лейтмотивов творчества поэта.

Из тома в том тема дома и бездомья развивается по-своему: от полного бездомья лирического героя до осознания, что вся Вселенная — его пристанище.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема дома и бездомья в лирике А. Блока