Изображение любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Тема любви не нова в русской литературе. Русские писатели по-разному описывали это чувство в своих произведениях. Для кого-то любовь — это что-то таинственное, чувство, не поддающееся никаким разрушениям. Для других любовь — это разочарование, горе, чувство, приносящее только несчастья. Борис Пастернак относится к тем писателям, для кого любовь — это единство радости и печали.

В романе Пастернака «Доктор Живаго» костер любви разгорается, а затем ярко пылает во взаимоотношениях мужчины и женщины, одновременно согревая и обжигая

героев своим ласкающим и трепетным огнем. Автор изображает треугольник, состоящий из сердец, охваченных пламенем, — это сердца Юрия, Тони и Лары. Отношение Юрия к Тоне и Ларе весьма своеобразно. Оно существенно отличается от традиционного понимания данной метафорической геометрической фигуры и ее формальных аналогов в литературе. Вспомним, например, треугольник Катерина-Тихон-Борис в пьесе А. Н. Островского «Гроза», в которой Тихон — часть постыдного «темного царства», а Борис — мираж свободного луча света.

Юрий, находясь рядом с одной из любимых женщин, стремится к другой. Он не может и не хочет

отдать предпочтение кому-то из них. Для него они неразрывно связаны, как утро и вечер одного дня, потому что каждая привносит что-то новое, особенное и неповторимое в его существование. Антонина Александровна хлопочет по хозяйству, воспитывает маленького сына, то есть зарождает жизненную суету, как утро, с которого все и начинается. В письме Юре она пишет: «Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять ее и сбивать с дороги».

Лариса Федоровна, напротив, спокойна в делах и похожа на тихий вечер, итог бурно прожитого дня: «У нее был ясный ум и легкий характер. Она была очень хороша собой. Лара была самым чистым существом на свете… и все в ней — незаметная быстрота движений, рост, голос, серые глаза и белокурый цвет волос были под стать друг другу». Каждая из этих женщин старалась быть единственной и неповторимой для своего любимого. В определенные моменты своей жизни Юрий по-разному относился к Тоне и к Ларе.

Обманывая Тоню, он не перестал любить ее «до обожания». Мир ее души, ее спокойствие были дороже ему всего на свете. Он стоял горой за ее честь, больше, чем ее родной отец и чем она сама. Вот как сам автор говорит об отношении Юры к Тоне: «Идеи «свободной любви», слова вроде «прав и запросов чувства» были чужды ему. Говорить и думать о таких вещах казалось ему пошлостью.

В жизни он не срывал «цветов удовольствия», не причислял себя к полубогам и сверхчеловекам, не требовал для себя особых льгот и преимуществ. Он изнемогал под тяжестью нечистой совести». Вообще, отношение главного героя к этим двум любящим его женщинам можно сравнить со стрелками часов, не имеющими возможности, пока они идут, перескочить через определенные промежутки времени.

Ведь если бы они замерли на каком-то одном делении, то жизнь бы остановилась. Недаром в роман введен эпизод с «тифозным часом». Может быть, говоря о нем, Пастернак подразумевал момент осознания влюбленности, ибо приход к этому состоянию у Юрия в обоих случаях осуществлялся медленно. Искорка начала тлеть в Юрином сердце с первой встречи и с Тоней, и с Ларой, постепенно возгораясь в пламя, которое овладело его чувствами и мыслями.

Тоня и Лара поочередно оберегали и сохраняли душевную чистоту Юры, вдыхали в него животворное тепло. Поэтому, когда Юрий был разлучен с ними обеими, стрелки его жизненных часов навсегда остановились. Но, несмотря на такой трагический конец, любовь Лары по-прежнему продолжала жить в ее сердце: «О какая это была любовь, вольная, небывалая, ни на что не похожая! Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изображают.

Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья…» Пастернак замечает, что никогда героев не покидало ощущение сопричастности миру, способность любоваться его красотой: «Они дышали только этой совместимостью. И потому превознесение человека над остальной природой, модное нянчение с ним и человекопоклонство их не привлекали». Любовь и трепетное отношение Тони к Юре тоже достойна всяческих похвал. В своем прощальном письме она пишет: «Ах, как я люблю тебя, если бы ты мог себе представить! Я люблю все особенное в тебе, все выгодное, все обыкновенные твои стороны, дорогие в их необыкновенном соединении…».

Таким образом, мы видим, что любовь у Пастернака, с одной стороны, прекрасное, светлое и чистое чувство, достойное восхищения, а с другой стороны, окрашено в темные краски, приносящее горе, тоску и печаль. В русской литературе довольно мало писателей, раскрывающих тему любви подобным образом. Заслуга Пастернака как раз и состоит в том, что он, как истинный психолог, смог передать весь накал страстей героев, показать их чувства, мысли, сомнения, переживания. Под его пером тема любви раскрываться перед нами в новых ипостасях.

Это достойно восхищения.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Изображение любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»