Независимая литературная премия «Дебют»

Учреждена Международным фондом «Поколение» в 2000 году. Основатель премии — президент Международного фонда «Поколение», депутат Государственной Думы Андрей СКОЧ. Председатель Попечительского совета премии — писатель, драматург, член Общественной палаты РФ ДМИТРИЙ ЛИПСКЕРОВ.

Жюри конкурса на соискание литературной премии «Дебют» 2007 года: Анатолий Приставкин , Максим Амелин, Мария Галина, Андрей Волос, Ольга Кучкина.

Международный фонд «Поколение» представил «длинный список» 2007 года: «Сто лучших молодых

авторов: гражданство — русский язык». В лонг-листе 2007 года, помимо регионов Российской Федерации, присутствуют Украина, Латвия, Германия, Израиль, Казахстан, Узбекистан.

В «длинном списке» «Дебюта-2007» насчитывается 105 позиций, но присутствует 100 авторов. Пять авторов вошли в «длинный список» по двум номинациям, из них двое — под собственной фамилией и под псевдонимом.

В 2007 году конкурс на соискание независимой литературной премии «Дебют» был весьма напряженным. Из десятков тысяч работ, поступивших на адрес «Дебюта», к «длинному списку» уверенно подошли более шестисот.

Главным

критерием отбора произведений в «длинный список» был достигнутый авторами художественный результат. Также «длинный список» составлялся с учетом основных типов письма, присущих молодой литературе и представленных в конкурсе.

Производственный Роман . Место действия современного производственного романа — не завод, но офис. Герой — не рабочий, а молодой управленец, менеджер, бухгалтер. Для офисного романа характерно доскональное знание предмета, «замешивание» конфликта на служебных отношениях. Производственный «офисный» роман отражает состояние дел в управленческой, экономической сфере, куда в основном идут работать молодые люди с высшим образованием.

Часто такой роман строится по типу журналистского расследования и приближается к документалистике.

Роман -путешествие. Основной сюжет такого романа: молодые россияне едут учиться за границу. Рукописей на эту тему в конкурсе было так много, что они описали, пожалуй, все известные мировые университеты.

Тема «наши за границей» в основном решалась как документальная, по типу путеводителя. Были в этом тематическом пласте и детективы, и даже фантасмагории. В наиболее состоявшихся романах-путешествиях затронуты темы национальной и культурной идентичности, описано погружение молодого человека в чужую культуру и ментальность, личные открытия, которые при этом происходят.

Новая военная проза. Основная тема этой прозы — война в Чечне. Эхом присутствует и война в Афганистане. Были рассказы о службе на флоте, на границе.

Главный конфликт новой военной прозы — как совместить кровавую реальность войны и ценности нового этапа нашей истории, во главе которых — человеческая свобода и индивидуальность. В отличие от Великой Отечественной, нынешний военный конфликт не дает солдату яркой надличностной цели. Поэтому молодой человек, вчерашний призывник, остается один на один с войной. Он вынужден сам искать себе оправдание, когда убивает боевиков, когда рядом гибнут товарищи.

Поиски возможности сохранить в себе человека, выжить не только физически, но и нравственно — в этом пафос новой военной прозы.

Социальная фантастика. Во главу угла молодые фантасты ставят не столько технологические достижения далекого и близкого будущего, сколько гипотетическое устройство общества. В конкурсе преобладали антиутопические рукописи, но были сделаны и попытки написать утопию.

Современная сказка. Опять, как и в прошлом году, не обошлось без клонов Гарри Поттера. Были даже попытки переписать на свой лад последний роман Джоан Роулинг . Ни одна «поттериана» не оказалась достаточно интересной, чтобы претендовать на место в «длинном списке».

Зато конкурсный поток выявил потребность писать и читать современные сказки . Речь идет не о фэнтези с ее традиционными сюжетными ходами и магически-средневековым антуражем, а о городской повести с волшебным сюжетом. В нынешнем году современная сказка проходила по номинации «Фантастика» и отчасти по номинации «Малая проза». Представляется важным в дальнейшем продолжить номинацию «Литература для детей», отсутствующую в этом году.

Каждый конкурс на соискание премии «Дебют» выявляет на карте страны зоны наивысшей литературной активности. По-прежнему устойчивыми темпами растет активность Сибири. По числу присылаемых рукописей Сибирь уже сравнялась с Уралом — традиционно сильным литературным регионом.

Но 2007-й стал в «Дебюте» годом Санкт-Петербурга. Если раньше вторая столица проявляла себя в конкурсном потоке на уровне обычного областного центра, то в этом году она дала число работ немногим меньшее, чем сама Москва. Речь идет не только о количестве, но и о качестве. В «длинном списке» этого года — десять молодых петербуржцев.

У них хорошие шансы выйти в финал и стать лауреатами.

«Короткий список» независимой литературной премии «Дебют» 2007 года будет объявлен в середине ноября.

Торжественная церемония награждения лауреатов независимой литературной премии «Дебют» 2007 года состоится 12 декабря в Москве.

Подробности на сайте

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Независимая литературная премия «Дебют»