Стихотворение И. А. Бунина «Одиночество»
Поэзия Бунина получила различную оценку в современной ему критике. Сторонники «новой поэзии» считали его плохим стихотворцем, не использующим современных словесных средств. Бунин, в свою очередь, не признавал «новых» поэтических течений. Резкость его суждений о творческих принципах художников-модернистов была известна многим.
Он писал, что в творчестве «исчезли драгоценнейшие черты русской литературы: глубина, серьезность, простота, непосредственность, благородство, прямота, — и морем разлилась вульгарность, надуманность,
В этом произведении автор по-своему раскрывает тему любви и одиночества. Стихотворение драматично и носит глубоко лирический характер. Анализируемое произведение состоит из четырех строф по шесть строчек в каждой. Такая структура придает стихотворению некоторую громоздкость,
Первая строчка представляет собой перечисление имен существительных, которые передают полную картину действительности. Также с помощью этого приема происходит постепенное усиление эмоционального напряжения. Уже первая строчка воссоздает настроение лирического героя: «И ветер, и дождик, и мгла». Место нахождения лирического героя — осенняя дача, где «жизнь до весны умерла, до весны опустели сады».
Его внутреннее состояние характеризуется словом «темно». Вторая строфа — обращение к собеседнице, которая является объектом любви лирического героя: «Вчера ты была у меня, но тебе уж тоскливо со мной». Автор указывает на состояние природы, усиливая тем самым драматизм одиночества: Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой… Что ж, прощай!
Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены… В конце предложений этого стихотворения стоит многоточие. С помощью него автор указывает на некоторую недоговоренность, задумчивость лирического героя.
Образы туч придают стихотворению большую напряженность и показывают картины обыденной жизни, где один день похож на другой, когда нет рядом любимого человека: «Сегодня идут без конца те же тучи — гряда за грядой». Удивительно привлекателен метафорический образ следа под дождем: Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. Автор показывает, что обратного пути нет и след под дождем — то единственное, что осталось от возлюбленной, но и он «расплылся, налился водой».
Чувство одиночества усугубляется состоянием природы, которая характеризуется яркими эпитетами, создающими ощущение тоски поздней осенью — «над холодной пустыней воды», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма». Последняя строфа по своей сути противоречива. Первые две строчки — это своеобразное продолжение размышлений, воспоминаний. Они не выбиваются из общего настроения: Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: Разлюбила — и стал ей чужой.
Третью и четвертую строфу, на мой взгляд, можно назвать итогом, выводом для всего эмоционального состояния лирического героя. Он смирился с действительностью, реальностью. Последние две строчки противоречат общему колориту стихотворения: Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить.
Я думаю, здесь выражена некоторая ирония героя, который ясно воспринимает действительность и таким способом пытается отвлечься от одиночества и тоски. Говоря «хорошо бы собаку купить», автор хочет сказать о том, что чаще всего людям не хватает понимания и преданности друг другу. Эти качества свойственны только собакам, которые не оставят «под вечер ненастного дня». И. А. Бунин не может представить жизнь без любви. Это человеческое чувство тесно переплетается с пейзажными зарисовками: «Вчера ты была у меня, но тебе уж тоскливо со мной. / Под вечер ненастного дня ты мне стала казаться женой».
Бунин-художник обнаруживает себя, прежде всего, в изображении природы пронзительно-меланхоличной, со следами тютчевской «возвышенной стыдливости страдания». О чем бы Бунин ни говорил в своих стихотворениях, он, прежде всего, создавал зрительный образ, давал волю целому потоку ассоциаций. Свойством бунинского дарования было особенное художническое видение мира, воспитанное им в себе еще в детстве, во время занятий живописью и литературой.
Это свойство станет отличительной чертой всего творчества писателя.