Случайности на пути Раскольникова к убийству
В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский достигает вершины своего таланта. Он с величайшим мастерством изображает перед читателями душевный мир запутавшегося в своих мыслях и сомнениях человека — Родиона Раскольникова. Убийца — такой приговор выносит справедливое общество главному герою. Да, автор соглашается, его герой убийца.
Но этим определением не исчерпывается характеристика образа. потому что Достоевский пишет не детективный роман о преступлении и наказании, а произведение о нравственных категориях, являющихся
Так, к примеру, можно говорить о ряде случайностей, которые утверждают Раскольникова в мысли о том, что старуху необходимо убить, и что в этом убийстве нет ничего плохого. Вот Родион слышит случайный разговор в трактире, из которого узнает, что смерти процентщицы
Случайности подталкивают Раскольникова к убийству. И он не может пройти мимо этих «знаков». Они, эти случайности, в конечном счете, начинают играть главную роль в разворачивающейся перед нами драме. Ведь именно они лишают Родиона последних сомнений по поводу того, необходимо ли совершать этот проступок. Не будь этих случайностей — кто знает, чем бы все закончилось…
Но с другой стороны, Достоевский описывает происходящее так, что можно принять эти «знаки» за плод воображения героя, искусственно сформированные мозгом факты. Этим автор желает подчеркнуть сложность психологии человека. Он убеждает читателя в том, что однозначность вообще не является качеством жизни и что одно и то же происшествие можно рассматривать с различных сторон.
Ведь мог же Раскольников не отнести случайно подслушанный разговор к себе… Достоевский по ходу сюжета подводит читателя к выводу, что кажущееся не всегда действительно. Жестокое убийство старухи-процентщицы может показаться актом милосердия по отношению ко всему остальному миру, а падение женщины в бездну бесстыдного позора — самопожертвованием. Также Достоевский утверждает, что суд совести намного страшнее суда людей.
Что наказание — совсем не то, что кажется постороннему наблюдателю. Именно поэтому Раскольников — убийца, но убийца поневоле. Он, так сказать, жертва обстоятельств, жертва «желтого Петербурга».
И на этом автор настаивает.