Сочинение Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума
Грибоедов сознательно сталкивает в комедии «век нынешний» и «век минувший». Для чего? Для того, чтобы обнажить проблемы и того, и другого века.
А проблем в России много — крепостное право, воспитание и образование молодежи, производство в чины. Нынешний век представлен молодым дворянином Чацким, получившим образование в Европе. Он хочет применить полученные знания в России. Но, увы, Россия живет в веке минувшем с его страшной, уродливой язвой — крепостным правом.
Минувший век представлен консерваторами-феодалами во главе
Первый раунд — отношение к богатству и чинам. Молодежь готова и хочет служить России. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Это лозунг Чацкого. А что Фамусов может предложить в ответ?
Служба, передающаяся по наследству. Его идеал — дремучий дядя Максим Петрович ? Он служил еще при Екатерине Великой, и не важно, что он был глупым шутом.
Раунд второй — отношение к вопросам воспитания. Выпад Фамусова — образование не нужно, оно страшно, как чума. Образованные люди опасны и страшны.
Но
Раунд третий — отношение к крепостному праву. Чацкий в негодовании — он не понимает, как люди людей продают, как скот, меняют, на них играют в карты, разлучают семьи, отправляют в далекую холодную Сибирь. Для Фамусова это обычная практика.
«Век минувший», как и зачастую принято в России, борется не по правилам, не честно. Если проигрываешь противнику, то надо его на какое-то время обезвредить и вывести из игры. Все простенько и со вкусом сделано руками некогда любимой женщины. Чтобы не мешал ей и другим жить по-старому, она публично оклеветала Чацкого, сказав, что он душевно больной.
Хорошо хоть не буйно помешанный, а то вообще бы изолировали от общества. А с больного человека что взять. Сам не ведает, что говорит.
По сути Чацкого и поддержать-то некому. Нет у него соратников, а одному с Фамусовым и ему подобными не справиться. В пьесе упоминаются люди, которые с точки зрения фамусовской компании, странные. Это двоюродный брат Скалозуба, читающий книги в деревне. Да князь Федор, к которому намертво приклеили ярлык «химик и ботаник».
А что в этом смешного и постыдного — не понятно. Репетилов по секрету сообщает, что он вхож в какое-то общество. Что они там делают, никто не знает. «Шумим», как выражается сам Репетилов о своей деятельности.
Униженному, оскорбленному, но не побежденному Чацкому не остается ничего другого, как покинуть этот город и людей, которые оклеветали и отвергли его.
Вариант 2
Рассказ был окончен к 1824 году. В это время между людьми в разных прослойках общества нарастали разногласия по поводу взглядов. Буквально через год восстали декабристы и случилось это примерно из-за назревающей проблемы.
Те, кто поддерживал все новое, реформы, изменения как в политике, так и литературе, становились против консервативно настроенных родственников.
Примерно таким либерально настроенным был Чацкий, который буквально олицетворял молодость, горячность и стремление к изменениям. А Фамусов, как и все люди старшего возраста, был склонен к тому, что «раньше было лучше», потому и выступал за сохранение этого «раньше». Когда же Чацкому пришлось вернуться в столицу, то первым делом ему бросилось в глаза то, что Софья стала говорить также, как отец.
Слова возлюбленной причиняли боль, однако молодой человек понимал мощь пропаганды, которая мощными волнами обрушивалась на Софью от ее отца.
Собственно, первое столкновение «века минувшего» и «нынешнего» произошло на почве военной службы. Для Фамусова служба является лишь способом заработка. Что примечательно: заработка любой ценой. Его не волнует, что иногда приходится подстилаться под высшие чины, однако у Чацкого другое отношение. Сказав емко и немного грубо фразу «Служить бы рад, прислуживаться тошно», он четко объяснил свои позиции.
Он буквально питает отвращение к слепому поклонению иностранным вещам, чинопочитанию, крепостничеству, что так милы Фамусовскому кругу.
Приятели Фамусова, в свою очередь, считают возлюбленного Софьи сумасбродным, умалишенным, неаккуратным в действиях и словах франтом. А теперь, можно представить, как непросто было Софье: с одной стороны, отец пропагандирует заграничных писателей и все остальное, а с другой — молодой человек рассказывает о бесполезности заграничных учителей.
Таким образом, устами Чацкого говорил народу сам Грибоедов об необходимости изменений. Он тщетно пытался донести, что все, что есть в России — уже хорошо, что есть свои учителя, намного лучше иностранных. А творчество….
То, что творчество лучше в России, Грибоедов решил доказать на собственном примере.