Урок математики в 3 классе «Площадь прямоугольника»
Урок математики в 3 классе
«Площадь прямоугольника»
Тип: Урок «открытия» нового знания
Цели урока:
Образовательные: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; выведение правила вычисления площади прямоугольника; умение вычислять площадь прямоугольника;
Развивающие: Развитие логического мышления, воображения; развитие коммуникативных качеств, речи обучающихся;
Воспитывающие: формирование умения общаться, устойчивого интереса к занятиям математикой.
Формирование УУД:
Личностные
Регулятивные действия:
Познавательные действия:
Коммуникативные действия:
Материально — техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Математика» 3 класс, 1 часть М. И. Моро, М. А. Бантова.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |
1.Мотивирование к учебной деятельности. 1мин. | Цель: Включение в деловой ритм. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. — Какие правила необходимо — Начинаем урок! — Чем мы занимались на прошлом уроке? — Зачем нам надо уметь находить площадь, периметр? — Сегодня мы продолжим работу по нахождению площади прямоугольника. Но сначала проведем мыслительную гимнастику. | Дети отвечают хором. На уроке не зевать, Нужно думать и считать. Ответы детей: — Находили периметр прямоугольника. — В строительстве, в огороде и т. д. Дети решают задачу на смекалку. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 8-9 мин. | Цель: Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. 1.Какие фигуры изображены на доске? Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор. 2. Задача на нахождение периметра прямоугольника. 3.Составление выражения при нахождении периметра: х 2 = 20 Сформулируйте вывод: как найти периметр? | Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны. Решают задачу на нахождение периметра. Запись в тетрадях: 3 способа вычисления. Формулировка правила. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические — анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Выявление причины затруднения. 2-3 мин. | Цель: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. Задача на нахождение площади. — Проблема: как найти площадь, не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры? — Сформулируйте тему урока. | Подсчитывают квадратные сантиметры. Делают вывод: S= a — b Находят S по формуле. Читают правило в учебнике. Делают вывод: — Сегодня мы будем находить площадь. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели; логические — формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. 10-11 мин. | Цель: Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. — Что же нужно сделать? Чтобы узнать площадь, надо знать длину и ширину. Но ширину надо вычислить. Сформулируйте вывод: как найти площадь? | Вспоминаем формулу нахождения площади. S = длину х ширину. Вычисляют ширину. Находят площадь. Формулировка правила. | Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: Самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели; Логические — формулирование проблемы. |
5. Реализация построенного проекта. 4-5 мин. | Цель: Установление осознанности восприятия. Первичное обобщение. Решим задачу: 1) 6 : 2 = 3 ширина. 2) S = 6 х 3 = 18 площадь. Ответ: S = 18 см2. Сформулируйте вывод: как найти площадь? | Решают самостоятельно в тетрадях. Проверка по эталону на слайде. Формулировка правила. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование; Логические — решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные — инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6.Физкультминутка. 2-3 мин. | Цель: Проверим внимательность и ловкость. 1.Присядем столько раз, сколько углов в кабинете у нас; 2.Наклонимся столько раз, сколько парт стоит у нас; 3. Повороты влево, вправо по столько раз, сколько окошек в классе у нас. Сформулируйте вывод: для чего необходимо выполнять физкультминутку? | Дети выполняют соответствующие движения. Делают вывод: Чтобы отдохнуть и расти здоровыми. | Личностные: самоопределение |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 4-5 мин. | Цель: Проверка алгоритма восприятия. Первичное закрепление. Решение задачи , сделав чертеж и необходимые расчеты. Постановка проблемы: — Как найти длину по известным площади и ширине? Сформулируйте вывод: | 1.Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Самостоятельно решают. Взаимопроверка в парах А = 4 см В = ? см, в 2 раза больше Решение: 1)4 х 2= 8 длина 2)8 х 4 = 32 площадь Ответ: S = 32 см2 Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы. Делают вывод: чтобы найти длину по известным площади и ширине, нужно площадь разделить на ширину. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: Умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Цель: Организация деятельности с применением новых знаний. Для сильных учащихся: С.59, №161. Для слабых — устные вычисления: умножение числа6 и деление на 7 . | Самостоятельное решение. Взаимопроверка. Проверка с эталона. Работают по индивидуальным карточкам. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
9. Домашнее задание. 2-3 мин. | Цель: Закрепить полученные знания на уроке. 1)Выучить в учебнике правило нахождения площади; 2)Выполнить №145 с. 53. Сформулируйте вывод: для чего необходимо выполнять д/з? | Обсуждение и запись задания в дневник. Делают вывод: чтобы закрепить полученные знания на уроке. | Регулятивные: контроль, коррекция; Личностные: самоопределение. |
10. Рефлексия деятельности. . 3-5 мин. | Цель: Организация рефлексии. — Чем понравился урок? — Что нового узнали? — Чему учились? — Как оцениваете свою работу? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Выставление оценок. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
Приложение 1
Карточка для самостоятельной работы
Начерти прямоугольник с длиной 2 см и шириной 5 см.
Вычисли площадь.
Заполни пропуски:
50 см = ___ дм 2 дм 4 см = ____см
12 см = ___дм___см 30 дм = ___ м
Вычисли:
5 см 3 мм + 6 см5 мм =
2 дм 5 см + 6 дм 6 см =