Любовь есть Бог или Дьявол?
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — произведение новаторское и «нестандартное». Взгляд на мир и человека, изложенный в нем, отличается от традиционных представлений о Добре и Зле, о Свете и Тьме. Так, Булгаков утверждает, что для существования этого мира равно необходимо наличие и Бога, и Дьявола. Поэтому писатель показывает, что все в жизни человека, да и сам человек, состоит из двух сторон — темной и светлой, божественной и дьявольской.
Даже любовь — самое светлое и чистое чувство — обладает этим свойством. Носителями
Однако за внешним благополучием скрывалось глубокое несчастье этой героини, ведь она никогда не любила своего мужа. В богатом доме, среди роскошной обстановки, Маргарита чувствовала себя самой несчастной женщиной на свете: «Она была счастлива? Ни одной минуты!» Но все изменилось в один миг: «Кто сказал тебе, что нет
Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Совершенно случайно, по воле небес, героиня и мастер встретились на улицах Москвы и не смогли больше расстаться. В один миг они поняли, что созданы друг для друга и всегда любили только друг друга. Маргарита становится для талантливого художника любимой женщиной , музой, другом, матерью. Все время, пока мастер писал свой роман о Понтии Пилате, героиня опекала его, вдохновляла на творчество, придавала силы: «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером Маргарита говорила, что в романе, созданном мастером, «вся ее жизнь».
И это было действительно так, поэтому справедливо сказать, что история о Понтии Пилате — это совместное творение, дитя любви мастера и Маргариты. Таким образом, Булгаков тесно связывает любовь и творчество как неизбежное порождение настоящего чувства: по мнению писателя, тот, кто любит, всегда является творцом, созидателем Прекрасного в этом мире. Однако идиллическая картина любви и творчества разрушилась в один миг — тогда, когда мастер вышел из своего уютного подвальчика «в мир», попытался предъявить свое творение обществу и людям.
Мгновенно мастер оказался во враждебном и безумном окружении Москвы 30-ых гг. 20 века. Все и все здесь живут по неестественным законам — прямо из своих квартир исчезают люди, в учреждениях царит засилье бюрократии, процветают взяточничество, приспособленчество, беспринципность и безнравственность в самом широком понимании этих слов. Моделью этого страшного мира в миниатюре, некой концентрацией всех пороков является в романе литературный мир и его бюрократический «представитель» МАССОЛИТ.
Автор показывает, что ни один из трех тысяч ста одиннадцати членов этой многоуважаемой организации не выполняет свои непосредственные обязанности — не занимается литературным творчеством. Но зато все члены МАССОЛИТа с завидной энергией решают квартирные, продовольственные, дачные и прочие житейские проблемы. Все они — Берлиоз, Латунский, Лаврович, Рюхин — давно и твердо усвоили, что и как следует писать, чтобы обеспечить себе положение в обществе. Булгаков подчеркивает, что истинное творчество к поделкам этих конъюнктурщиков не имеет никакого отношения. Однако они «устанавливают правила» и решают, что увидит свет и дойдет до читателя, а что — нет.
Безусловно, в этом обществе судьба мастера и его творения оказывается предопределенной: герой попадает в клинику Стравинского как душевнобольной. Так, мастер теряет не только свой роман, но и возлюбленную. Это рождает в нем глубокое отчаяние и нежелание жить — герой больше не хочет существовать в мире, где царят «насилие, плохие стихи и социальный заказ». И только любовь способна возродить мастера. Его спасает Маргарита, перешедшая ради любимого на сторону темных сил — Воланда и его свиты.
Тем самым автор подчеркивает, что Добро бессильно что-либо изменить в той вакханалии, которая творится в Москве. Лишь Князь Тьмы способен как-то повлиять на ситуацию. С помощью Воланда Маргарита вновь воссоединяется с мастером, чтобы уже никогда не разлучаться. Но, кроме этого, героине, превратившейся в ведьму, удается отомстить обидчикам своего возлюбленного: «Разрушение, которое она производила, доставляло ей жгучее наслаждение, но при этом ей все время казалось, что результаты получаются какие-то мизерные.
Поэтому она стала делать что попало». В финале мастер и Маргарита обретают то, чего всегда так жаждали, — они получают вечный покой и возможность быть вместе: «…слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной… А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я». Таким образом, роман Булгакова говорит нам о том, что любовь и порожденное ею творчество имеют как темные, так и светлые стороны.
Однако они, несомненно, от Бога, и являются вечными ценностями в жизни человека. Даже в самых жутких условиях, в самые страшные времена, только они способны поддержать, придать смысл существованию, сохранить Свет в душе.