Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Пьеса «Горе от ума» была написана в тот период, когда в литературе развивался романтизм и реализм. Грибоедов — писатель, заложивший основы новаторства в русской драматургии XIX века. Несмотря на жесткие требования классицистических канонов — наличие 5-8 действующих лиц, в «Горе от ума», по словам самого автора, «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека».

В основу образной системы комедии положен реалистический принцип типизации. Так как в основе реализма лежит историзм, то в пьесе отражена эпоха, наступившая

после войны 1812 года. Это было время зарождения и развертывания декабристского движения. Именно в это время сложилось в обществе два лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный лагерь крепостников.

Московское барство представляют в пьесе Фамусов и его окружение, а прогрессивное дворянство — Александр Андреевич Чацкий, подлинный выразитель декабристских идей и настроений в комедии. Таким образом, в «Горе от ума» находит место социальная и психологическая типизация героев. Не, несмотря на типичность, все персонажи пьесы индивидуальны. Например Фамусов — он не только московский барин,

отстаивающий патриархальные устои, но и любящий отец: Уж об твоем ли не радели Об воспитаньи!

С колыбели! Кроме того, Фамусов довольно легкомысленный барин, заигрывающий с горничной своей дочери: Ведь экая шалунья ты, девчонка… Ой! Зелье, баловница.

К тому же он обладает чувством юмора: Дался им голос мой, и как себе исправно Всем слышится и всех сзывает до зари! Его дочь Софья способна на глубокое чувство и на подлость. Именно она пускает сплетню о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме!» Таким образом, кроме характеров явно положительных или отрицательных, есть герои, оценка которых неоднозначна . Для классицизма же было характерно четкое деление персонажей на положительные и отрицательные. С точки зрения любовной интриги образная система «Горя от ума» в основном соответствует классицистической системе амплуа.

Сюжет комедии основан на любовном треугольнике . Есть и отец девушки, который не догадывается о ее любви, есть и горничная, помогающая в устройстве любовных свиданий своей госпожи. Но есть и отступления от традиций. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви: Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!

Спешил!.. летел!. дрожал! Вот счастье, думал, близко. Пред кем я давеча так страстно и так низко Был расточитель нежных слов! С другой стороны, Чацкий — герой-любовник и резонер одновременно, потому что многие его высказывания выражают мнение самого автора: Ах!

Если рождены мы все перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Соперник Чацкого Молчалин не совсем подходит под определение «второй любовник», ведь он удачлив в любви, но в то же время он и не первый любовник, так как далеко не идеален и изображен с негативной авторской оценкой.

Софья тоже не является идеальной героиней. Выходят за рамки амплуа и второстепенные персонажи. Лиза, горничная Софьи, не только субретка, но и своеобразный второй резонер: дает меткие характеристики действующим лицам, комментирует происходящие события: Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами да с чинами, А при звездах не все богаты, между нами; Ну, разумеется, к тому б И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы… Фамусов — не только не знающий о любви дочери отец, но и идеолог «века минувшего».

Таким образом, характеры не укладываются в рамки традиционных амплуа, они шире. Кроме основного, есть также и комические любовные треугольники: Лиза — Молчалин — буфетчик Петруша и Лиза — Фамусов — Петруша. С точки зрения общественного конфликта, система персонажей построена на антитезе «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу. Само появление Александра Андреевича в этой атмосфере низкопоклонства, самодурства и раболепства делает его конфликт с «веком минувшим» неизбежным.

Он обличает пороки и недостатки фамусовского общества и является идеологом «века нынешнего». Пародией на Чацкого является Репетилов, член «секретнейшего союза», претендующий на звание идеолога своего круга: Что бал? Братец, где мы всю ночь до бела дня В приличьях скованы, не вырвемся из ига… Образ Репетилова соотносится также с образом Молчалива. Алексей Степанович старается всем угождать, считает, что в «его лета не должно сметь свое суждение иметь».

Не доверяет своему мнению и Репетилов: Частенько слушаю, не разжимая губ; Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп. Явным отражением образа Молчалина является всеобщий угодник Загорецкий: Позвольте вам вручить, напрасно бы кто взялся Другой вам услужить… Загорецкий — истинный носитель таких черт, как угодничество и подхалимство. С точки зрения речевой характеристики, все герои делятся на тех, кто говорит монологами , и тех, кто говорит репликами . Те, кто произносят монологи, являются идеологами или им подражают . Идеологи не слушают друг друга, но и толпа их тоже не слышит.

Во время своего монолога о «французике из Бордо» Чацкий оглядывается и замечает: «все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». Гости на балу составляют самостоятельную группу образов, без которых «галерея типов» фамусовской Москвы была бы неполной. Свояченица Фамусова Хлестова — типичная московская барыня, «остаток Екатерининского века».

Шесть княжон и графиня-внучка представляют контингент невест, озабоченных поисками выгодных женихов. Князь Тугоуховский и его жена заняты поисками партий для своих дочерей. Загорецкий олицетворяет собой образ явного мошенника. Платон Михайлович Горич — «муж-мальчик, муж-слуга», осознающий нелепость своего положения, говорит с женой «хладнокровно», «глаза к небу», «со вздохом «. Полковник Скалозуб — типичный представитель военщины, мечтающий только о том, чтобы ему «досталось в генералы».

Персонажи-маски господа N. и В. нужны для распространения сплетен в обществе. Все эти образы составляют такое понятие, как фамусовская Москва. Внесценические персонажи вводятся для типизации конфликта. Среди них есть и представители «века нынешнего» и «века минувшего», разделяющие взгляды Фамусова.

Их карьера служит аргументом в споре с «веком нынешним», они являются идеалом для фамусовского общества. Это почтенный камергер Кузьма Петрович, известный тем, что «был с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат». К ним относятся и Максим Петрович, умевший вовремя подслужиться, и Фома Фомич, бывший «при трех министрах начальник отделенья», и Татьяна Юрьевна, имеющая полезных друзей и родственников. Эти люди наиболее ярко воплощают мораль и идеалы фамусовского общества.

В комедии рассказывается о нечеловеческой жестокости крепостников, расправляющихся со своими крепостными, как с собаками. Это помещик-театрал, который «сам толст, его артисты тощи», помещик-балетоман, «Нестор негодяев знатных», сестра Хлестовой Прасковья. К «веку минувшему» относятся и иностранцы, прибывшие в Россию «на ловлю счастья и чинов»: мадам Розье, ментор Софьи и Чацкого, француз, «подбитый ветерком», «французик из Бордо».

Внесценические женские персонажи так же типичны и индивидуальны как и сценические, они дополняют последние. Это тетушка Софьи, «фрейлина Екатерины I», Прасковья Федоровна, Татьяна Юрьевна, Пуль-херия Андреевна, Ирина Власьевна, Лукерья Алексевна. Внесценические персонажи «века нынешнего» показывают, что Чацкий не одинок и свидетельствуют в пользу его грядущих побед. Представители фамусовского общества вспоминают, что и среди их близких есть люди, похожие на Александра Андреевича.

К ним относятся двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил»» и «в деревне книги стал читать», князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, занимающийся химией и ботаникой, профессора Педагогического института, объявленные упражняющимися «в расколах и безверьи». В своем монологе «А судьи кто?..» Чацкий выступает от имени целого поколения: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей найдется — враг исканий… Пародией на «век нынешний» являются члены секретнейшего союза, о которых мы узнаем из монолога Репетилова. Это князь Григорий, Вор-кулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч и их председатель, «ночной разбойник, дуэлист», который «крепко на руку нечист».

Введение такого большого количества внесценических персонажей было новаторством. Они играют большую роль в развитии общественного конфликта и расширяют пространственно-временные рамки комедии. Раскрывая внутренний мир персонажей, Грибоедов сосредоточивает внимание не на их чувствах, переживаниях, психологии, а на их общественных взглядах, убеждениях. Все герои пьесы выпуклы и многогранны.

Это живые типы русских людей.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»