Кто Чацкий: победитель или побежденный?
Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается более крепкой живучестью от других произведений слова. Главная роль в комедии «Горе от ума», конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Можно было бы подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него неумны.
Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит остроумием.
Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, был в сношениях с министрами и разошелся — нетрудно догадаться почему. «Служить бы рад, — прислуживаться тошно!» — намекает он сам. Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Чацкий, и в этом его ошибка и трагедия, поначалу не воспринимает Молчалина, не видит в нем достойного соперника. Для Чацкого Молчалин — полное ничтожество, «жалчайшее созданье». А. С. Пушкин писал: «Между мастерскими
Вот на нем должна была вертеться вся комедия…» Черты характера и мировоззрения Грибоедова нашли глубокое отражение в комедии «Горе от ума», прежде всего в образе Чацкого. В этом образе Грибоедов впервые показал «нового человека». Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идею, за правду.
Печальна была судьба такого одинокого борца, каким изображен Чацкий, он противопоставлен миру Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями. Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это происходит от его ума. С понятием «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном. Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, Загорецких. Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.
Так кто же все-таки Чацкий? Я считаю, что несмотря на свое положение, на свое вынужденное бегство из Москвы, в идейном и моральном плане Чацкий остается победителем. Это и подтверждают слова И. А. Гончарова: «Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы своей.
Чацкий — победитель, передовой воин, застрельщик и — всегда жертва».