Две «Русалки»
Предлагаемый материал может использоваться в работе как по учебнику М. Б. Ладыгина , так и по учебнику В. И. Коровина при изучении творчества О. М. Сомова, А. С. Пушкина и романтизма как литературного направления. Для урока потребуются: видеозапись с фрагментами кинофильма «Русалочка» по сказке Г.-Х. Андерсена; репродукции: «Русалка» Крамского, «Русалка» Васильева, «Вечер на Украине» Куинджи.
Домашнее задание к уроку
1. Вспомнить произведения, в которых встречается образ русалки .
2. Вспомнить понятия: фантастика, диалектика
3. Выписать авторские характеристики героев.
4. Отметить сходство и различия в произведениях О. М. Сомова и А. С. Пушкина.
Этапы урока
I. Определение цели и темы урока
— Давая задание к сегодняшнему уроку, я попросила вас прочесть «Русалку», но не назвала автора. В ответ услышала, что «Русалка» известна всем. Образ чьей русалки стал общеизвестен?
— В отечественной литературе мы тоже найдем немало произведений, где центральным образом является русалка. Назовите их вместе с именами авторов.
Интересно, что все эти писатели жили в XIX веке, и самое любопытное,
В 1829 году каждый свою «Русалку» пишут О. М. Сомов и А. С. Пушкин.
В 1830 году над «Ундиной» работает В. А. Жуковский .
В 1830 году над «Майской ночью, или Утопленницей» — Н. В. Гоголь.
В 1835 году в Дании выходит сборник сказок Андерсена.
В 1836 году М. Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Русалка».
— Почему же был столь популярен этот образ в творчестве писателей-романтиков XIX века? Неужели все русалки списаны великими писателями одна с другой? Похожи ли они?
Наша задача — исследовать корни некоторых из названных литературных сказок, постараться увидеть разнообразие в изображении человека разными писателями. Поэтому тему нашего урока обозначим так: «Человек в фантастическом мире русских романтиков» .
— Человек принадлежит реальному миру, но мы открываем книгу и попадаем в фантастический мир. А что понимают под словом Фантастика?
фантастикой называют те произведения, в которых перед нами предстают неправдоподобные явления и образы, не встречаемые в реальности. Фантастика в литературе всегда сопряжена со сверхъестественным, чудесным. Однако чудесное может быть разного происхождения. )
— Откуда берет истоки фантастика в литературе?
— Какие из фольклорных жанров можно считать фантастикой?
— Вы прочли романтическую новеллу Ореста Михайловича Сомова «Русалка», название которой говорит о мифическом, фантастическом существе. А на что указывает подзаголовок? Что такое Малороссия?
— Каковы народные представления о русалках? Почему колдун вспоминает о зеленой неделе?
.
— Почему Сомов обратился к украинскому народному преданию?
II. Беседа по произведениям
О. М. Сомов «Русалка»
— Можно ли считать героев новеллы О. М. Сомова романтическими? Какие приметы романтического героя вы видите в них? Расскажите о трагедии Горпинки, о ее чувствах.
, чиста и наивна, мечтает выйти замуж за богатого пана, «стала томна и задумчива». Она, милая и легковерная, соблазнена польским паном Казимиром Чепкой и покинута им. Очень ярко показаны переживания девушки, разочарование и отчаяние. )
— Как мы понимаем, что девушка в отчаянии? Почему и Горпинка, и мать обращаются за помощью к колдуну? Что заставляет людей в подобных ситуациях обращаться к сверхъестественным силам?
— Какой эпизод поднимает главную героиню на романтическую высоту?
— Есть ли в новелле описание гибели героини?
— Дочь обманута и погублена «иноверцем». Для чего Сомов подчеркивает, что Казимир — «иноверец»?
— Что еще мы знаем о Казимире Чепке? Какова его дальнейшая судьба?
— Как соотносятся в произведении фантастика и жизнеподобие? Для чего нужны фантастические образы? Что важно было передать в своей новелле автору?
. Важно было показать этнографические корни, верования, вернуть литературе дух народности. Но это не исключает изображения разнообразных и противоречивых качеств характера, заключенных в одном человеке. )
А. С. Пушкин «Русалка»
— У А. С. Пушкина мы находим произведение с тем же названием «Русалка». Но так же ли он видит человека? На какой основе построена драма А. С. Пушкина?
Докажите, что в ней есть фольклорные мотивы.
— Встречаем ли мы описание русалок у Пушкина?
— Роман тичен ли образ главной героини? Есть ли описание ее внешности? На чем акцентирует внимание Пушкин?
— Каким изображен князь? Почему он оставил девушку?
обошлось без бури, «довольно тихо». На «полумертвую» надевает повязку и ожерелье, дает ей для отца мешок денег и хочет уйти, «засеребрив язык», «чтоб не пошла о нем худая слава». )
— Прошло много лет. Как живется князю? Счастлив ли он с той, ради которой оставил дочь мельника?
— С какими чувствами князь пришел на берег Днепра?
— Расскажите о встрече князя с мельником. Что чувствует князь? Изменился ли он?
Каким образом?
— Почему мельник позволял дочери встречаться с князем? Почему старик сходит с ума?
— Каков же принцип изображения персонажей у Пушкина? Зачем авторы показывают героев через много лет? Можно ли говорить о развитии характеров пушкинских героев?