Две «Русалки»

Предлагаемый материал может использоваться в работе как по учебнику М. Б. Ладыгина , так и по учебнику В. И. Коровина при изучении творчества О. М. Сомова, А. С. Пушкина и романтизма как литературного направления. Для урока потребуются: видеозапись с фрагментами кинофильма «Русалочка» по сказке Г.-Х. Андерсена; репродукции: «Русалка» Крамского, «Русалка» Васильева, «Вечер на Украине» Куинджи.

Домашнее задание к уроку

1. Вспомнить произведения, в которых встречается образ русалки .

2. Вспомнить понятия: фантастика, диалектика

души, романтический герой.

3. Выписать авторские характеристики героев.

4. Отметить сходство и различия в произведениях О. М. Сомова и А. С. Пушкина.

Этапы урока

I. Определение цели и темы урока

— Давая задание к сегодняшнему уроку, я попросила вас прочесть «Русалку», но не назвала автора. В ответ услышала, что «Русалка» известна всем. Образ чьей русалки стал общеизвестен?

— В отечественной литературе мы тоже найдем немало произведений, где центральным образом является русалка. Назовите их вместе с именами авторов.

Интересно, что все эти писатели жили в XIX веке, и самое любопытное,

что примерно в одно и то же время они создавали сказки.

В 1829 году каждый свою «Русалку» пишут О. М. Сомов и А. С. Пушкин.

В 1830 году над «Ундиной» работает В. А. Жуковский .

В 1830 году над «Майской ночью, или Утопленницей» — Н. В. Гоголь.

В 1835 году в Дании выходит сборник сказок Андерсена.

В 1836 году М. Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Русалка».

— Почему же был столь популярен этот образ в творчестве писателей-романтиков XIX века? Неужели все русалки списаны великими писателями одна с другой? Похожи ли они?

Наша задача — исследовать корни некоторых из названных литературных сказок, постараться увидеть разнообразие в изображении человека разными писателями. Поэтому тему нашего урока обозначим так: «Человек в фантастическом мире русских романтиков» .

— Человек принадлежит реальному миру, но мы открываем книгу и попадаем в фантастический мир. А что понимают под словом Фантастика?

фантастикой называют те произведения, в которых перед нами предстают неправдоподобные явления и образы, не встречаемые в реальности. Фантастика в литературе всегда сопряжена со сверхъестественным, чудесным. Однако чудесное может быть разного происхождения. )

— Откуда берет истоки фантастика в литературе?

— Какие из фольклорных жанров можно считать фантастикой?

— Вы прочли романтическую новеллу Ореста Михайловича Сомова «Русалка», название которой говорит о мифическом, фантастическом существе. А на что указывает подзаголовок? Что такое Малороссия?

— Каковы народные представления о русалках? Почему колдун вспоминает о зеленой неделе?

.

— Почему Сомов обратился к украинскому народному преданию?

II. Беседа по произведениям

О. М. Сомов «Русалка»

— Можно ли считать героев новеллы О. М. Сомова романтическими? Какие приметы романтического героя вы видите в них? Расскажите о трагедии Горпинки, о ее чувствах.

, чиста и наивна, мечтает выйти замуж за богатого пана, «стала томна и задумчива». Она, милая и легковерная, соблазнена польским паном Казимиром Чепкой и покинута им. Очень ярко показаны переживания девушки, разочарование и отчаяние. )

— Как мы понимаем, что девушка в отчаянии? Почему и Горпинка, и мать обращаются за помощью к колдуну? Что заставляет людей в подобных ситуациях обращаться к сверхъестественным силам?

— Какой эпизод поднимает главную героиню на романтическую высоту?

— Есть ли в новелле описание гибели героини?

— Дочь обманута и погублена «иноверцем». Для чего Сомов подчеркивает, что Казимир — «иноверец»?

— Что еще мы знаем о Казимире Чепке? Какова его дальнейшая судьба?

— Как соотносятся в произведении фантастика и жизнеподобие? Для чего нужны фантастические образы? Что важно было передать в своей новелле автору?

. Важно было показать этнографические корни, верования, вернуть литературе дух народности. Но это не исключает изображения разнообразных и противоречивых качеств характера, заключенных в одном человеке. )

А. С. Пушкин «Русалка»

— У А. С. Пушкина мы находим произведение с тем же названием «Русалка». Но так же ли он видит человека? На какой основе построена драма А. С. Пушкина?

Докажите, что в ней есть фольклорные мотивы.

— Встречаем ли мы описание русалок у Пушкина?

— Роман тичен ли образ главной героини? Есть ли описание ее внешности? На чем акцентирует внимание Пушкин?

— Каким изображен князь? Почему он оставил девушку?

обошлось без бури, «довольно тихо». На «полумертвую» надевает повязку и ожерелье, дает ей для отца мешок денег и хочет уйти, «засеребрив язык», «чтоб не пошла о нем худая слава». )

— Прошло много лет. Как живется князю? Счастлив ли он с той, ради которой оставил дочь мельника?

— С какими чувствами князь пришел на берег Днепра?

— Расскажите о встрече князя с мельником. Что чувствует князь? Изменился ли он?

Каким образом?

— Почему мельник позволял дочери встречаться с князем? Почему старик сходит с ума?

— Каков же принцип изображения персонажей у Пушкина? Зачем авторы показывают героев через много лет? Можно ли говорить о развитии характеров пушкинских героев?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Две «Русалки»