Рабочая программа по ритмике для 1 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАЗДЕЛУ РИТМИКА
Ритмика — это предмет, который любим детьми. Хотелось бы к слову ритмика прибавить слово танец, что в словосочетании будет означать «Танцевальный ритм». Именно в таком ключе и построены у нас в гимназии уроки ритмики.
Предмет ритмика способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.
Задача предмета привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные
Исходя из этого, была составлена программа «Танцевальный ритм» на пять лет обучения со второго по шестой класс, включительно. Программа является основой занятий
Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Известно, что первые впечатления обычно оставляют наиболее яркий след в психике учащихся и оказывают сильное воздействие на их отношение к занятиям и поведение на уроках. В силу этого, организация и проведение уроков первого года обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход занятий, а следовательно и решающим для успеха в учебе.
Если на первом уроке допустить несобранность внимания, нарушения правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли Дети, пропадет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия потеряют всякий смысл.
С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на уроках ритмики:
А) музыка — хозяйка на занятиях, без нее не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе;
Б) музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться, без музыки не разрешается двигаться;
В) музыку надо слушать сначала до конца, начинать двигаться сначала музыки и прекращать движение с окончанием звучания.
В каждом уроке проходятся все разделы программы — слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Программа «Танцевальный ритм систематизирует учебный материал по формированию музыкальных способностей, совершенствованию танцевально-пластических умений и навыков, по развитию способностей творчески воплощать и создавать танцевальный образ, в соответствии с возрастными особенностями. Также входит в нее ознакомление с элементами классического, народно-сценического, бального танца, представление о каждом из них.
Программа «Танцевальный ритм» включает в себя раздел ознакомления с разными видами искусства, позволяющий школьникам максимально реализовать себя. В итоге становится возможным для каждого сочинять разнообразные па, исходя их своей собственной природы, и поэтизировать их, добиваясь большей выразительности на основе навыков восприятия смежных искусств. Выразительность — общее свойство всех видов искусств. В дальнейшем дети даже на одном выразительном движении создают целый спектр собственных образов — кому как подскажет фантазия.
Также программа раскрывает идеи Сочинения танцевальных движений и создание на их основе группового, индивидуального, ансамблевого танцев, основанных на разных ритмах.
Накопление опыта восприятия, высокохудожественных произведений различных видов искусства и развитие эмоцианальной отзывчивости на них является необходимым условием формирования основ танцевальной культуры детей. Мы стремимся, — сформировать в ученике не только культурного зрителя и исполнителя , но и самобытного хореографа — созидателя и критика. Ибо хореография — понятие гораздо более широкое, чем просто искусство танца.
Это весь спектр, пластической культуры человека и мы стараемся научить детей понимать, оценивать и создавать хореографию.
Программа составлена для неспециализированных школ.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Используются групповой и индивидуальный подход, а также работа с частью коллектива.
Формы:
— сообщения, беседы, видео-уроки, уроки-концерты, нацелены на создание условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться, наблюдать и воспринимать;
— диалог, обсуждение помогают развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить;
— включение в творческий постановочный процесс учит самостоятельно действовать и создавать, ставить конкретную задачу;
— организация игровых ситуаций, состязаний с активным движением учит приобретать опыт взаимодействия, принятие решения, ответственности за него;
— различные конкурсы и смотры движений помогают доводить работу до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать достижения других людей.
Методы:
— устный рассказ о том или ином понятии;
— показ с последующим пояснением и обсуждением воспринятого материала;
— открытые уроки;
— выступления.
ФОРМЫ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
— умение ясно понимать предлагаемый материал, точно излагать свои мысли, показать в действии заданный образ;
— умение донести до зрителя эмоциональный образ музыки;
— правильно исполнить то или иное упражнение, задание, комбинацию, этюд;
— умение общаться в коллективе, доказывать свою точку зрения на обсуждаемую тему.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Примерное распределение учебных часов по ритмике
Количество часов | |
1. Музыка в движении | |
2. Азбука музыкального движения | 9 часов |
3. Пластика | 7 часов |
4. Танец | 9 часов |
5. Музыкальные игры, задания, этюды на воображение | 1 часа |
Содержание программы раздела ритмика:
РАЗДЕЛ — «МУЗЫКА В ДВИЖЕНИИ».
В раздел «Музыка в движении» включаются ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивать чувство ритма.
РАЗДЕЛ — «АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ».
Задача музыкального движения — воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, которая является гармонической основой танца, развивать навык музыкально-двигательного движения. Цель — указать на необходимость органической связи движения с музыкой, на ведущую роль музыки в воспитании музыкально-выразительного жеста, движения. Занятия музыкальным движением развивает музыкальность детей. Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса его целостности — чувствовать музыкальный образ.
Образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки.
Способность передать музыкальный образ через движение помогает развитие чувства ритма. Чувство ритма формируется, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера, как бы «пропустить ее через себя». Эти знания требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для танцевальной деятельности, но и для общего развития ребенка.
Творческая активность проявляется по-разному: и тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда дети исполняют упражнения с заданными движениями, но предают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.
В процессе этой работы дети знакомятся с музыкой, содержащей разнохарактерные образы — от веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых. Сопоставление конкретных музыкальных образов помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их обогащает и организует эмоциональный мир детей.
На различных сопоставлениях детям легче различать выразительные средства музыки и других искусств, находить черты сходства и различия настроений, передавать образы музыки в рисунках, движениях. У детей развиваются эстетические чувства, образная речь .
ТЕМЫ РАЗДЕЛА
ПЕРВАЯ ТЕМА — «Подготовительные упражнения». Их задача — дать детям необходимые двигательные навыки. Все внимание направляется на развитие мышечного чувства, сознательного отношения к своим движениям.
Подготовительные упражнения должны воспитывать у детей навыки, которые помогут им избежать возможных ошибок при выполнении движений в музыкально-двигательных заданиях. Развитие мышечного чувства:
— научить ребят напрягать и расслаблять мышцы;
— научить регулировать, изменять степень напряжения мышц, а иногда и совсем снимать его (т. е. расслаблять некоторые группы мышц. Осознать тяжесть тела и конечностей;
— развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.
ВТОРАЯ ТЕМА — «Освоение приемов музыкально-двигательной выразительности». Дети овладевают тремя приемами движения пружинным, маховым и плавным, дающим им в дальнейшем возможность сообщить движению характер и выразительность, свойственные разнообразным музыкально-двигательным образом. Упражнения на связь с содержанием музыки. Передать движением различный характер музыкальных произведений, например:
— бодрый — строевой шаг ;
— веселый, жизнерадостный — элементы народных танцев;
— лирический — мягкий шаг, плавные движения руками, медленные русские шаги .
Определить музыку, соответствующую по характеру предполагаемым упражнениям, после предварительного прослушивания.
ТРЕТЬЯ ТЕМА — «Освоение основных движений различного эмоцианально-динамического характера». Дети овладевают ходьбой, бегом, поскокам и другими видами движения как средствами выражения простейших музыкально-двигательных образов.
Ходьба, бег, прыжки:
— шаг перекат, пружинный шаг, шаг с высоким поднятием колена;
— бегунок ;
— подскоки и галоп ;
— подготовка к шагу польки;
— прыжки со сменой ног, пике, подбивной прыжок .
Задача — воспитать у детей технические навыки: уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки; придавать движению нужную динамическую выразительность.
РАЗДЕЛ — «ПЛАСТИКА».
Задача развивать пластику тела в гармонической согласованности всех его частей, воспитывать чувство прекрасного через познание естественной природы движения.
«Пластика — гармония, согласованность движений тела».
ТЕМЫ РАЗДЕЛА.
ПЕРВАЯ ТЕМА — «Основы пластики» является основополагающей по программе. Дети знакомятся с такими понятиями и упражнениями как: «ось» , «Центр» движения, пластическая «волна», «Поза всадника» , «Маятник» .
В основу обучения пластике положен метод, в котором все пластические движения выполняются в единстве Дыхания, Движения, Воображения. Правильно развитое Дыхание — средство для борьбы с переутомлением в движении. Организм должен научиться переносить утомление, закаляясь в процессе постепенного увеличения нагрузки.
Для развития Воображения детям дается задание нарисовать образы Вселенной, например, дерево, птица, цветок и др. Далее производится разбор рисунков . Затем дети через пластику тела показывают свои образы.
Наряду с классической музыкой, дети также знакомятся с музыкой, ритмическая основа которой соответствует характеру плавных и «текучих» движений тела, тем самым, помогая сильнее и глубже переживать создаваемые ими образы.
ВТОРАЯ ТЕМА. «Специальные упражнения» , которые развивают гибкость и упругость позвоночника, пластику рук, стопы, способствуют осознанию работы частей тела, укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов.
Партер:
— работа со стопой ;
— разворачивание ног в паху ;
— наклоны к ногам ;
— игра старички-молодцы;
— элементы силовой гимнастики ;
— упражнения для развития гибкости .
РАЗДЕЛ — «ТАНЕЦ»
«Танец — 1) вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются пластические и ритмические движения человеческого тела, 2) ряд таких движений, исполняемых в определенном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений».
Дети знакомятся с элементами танцевальной лексики, такими как: Жест, Поза, Этюд, Рисунок танца.
Постановочная работа ведется по двум направлениям: создание танцевального образа и выстраивание музыкально-пластических композиций.
ПЕРВАЯ ТЕМА — «Танцевальный образ» неотделим от образа музыкального.
Развивая фантазию и воображение, дети учатся, на основе музыкального образа и выразительного жеста найти его пластическое решение, используя сценическое пространство.
Поэтому работа над созданием образа начинается с прослушивания музыки. Потом дети отвечают на вопросы, какие чувства передает музыка? О чем рассказывает музыка? Как рассказывает музыка?
Таким образом, дети учатся анализировать, определять структуру, форму, характер, образный строй музыкального произведения.
ВТОРАЯ ТЕМА — «Танцевальные элементы»:
— шаг полонеза;
— подскоки в поворотах;
— шаги с выносом ноги на каблук;
— движения танца «полька»;
— движения танца «вару-вару».
«Танцевальные комбинации».
РАЗДЕЛ — «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ, ЗАДАНИЯ, ЭТЮДЫ НА ВООБРАЖЕНИЕ».
ПЕРВАЯ ТЕМА — «Активизация и развитие творческих способностей». Музыкально-игровое творчество способствует развитию фантазии, мышления, формирует своеобразное видение музыки, танца. ИГРА является важным методом приобщения, активизации интереса к музыке и наиболее естественным путем к созданию музыкально-двигательных образов.
ВТОРАЯ ТЕМА — «Музыкально-пространственные композиции». Развивают у детей чувство пространства и чувство коллектива. Передавая пространственной композицией музыкально-двигательный образ, они учатся переживать музыку, двигаться в общем ритме, вместе, дружно и слаженно.
Через музыкально-пространственные композиции дети знакомятся с таким понятием как РИСУНОК ТАНЦА . Большинство заданий развивает у детей инициативу, находчивость, требует при решении их сообразительности, наблюдательности, самостоятельности.
Ожидаемый результат:
Первый год : уметь точно воспроизводить, правильно выполнять преподаваемый материал; внимательно слушать музыку, создавать музыкально-двигательный образ. Исполнять простейшие элементы движений и движения таких танцев, как Полька, Вару-Вару.
Учебно-тематический план раздела ритмика
Введение. Что такое ритмика. Основные правила поведения на уроке. Приветствие. Постановка корпуса. |
Подготовительные упражнения. Разминка по кругу. Игры импровизации. |
Упражнения на полу. Ритм и темп. Музыкальные игры. |
Разминка. Шаги под различный характер музыкальных произведений. Подготовка к шагу польки. |
Октябрь |
Разминка. Партер. Шаг польки. Подготовительные движения к подскокам. Игры на воображение. |
Разминка. Партер. Подскоки. Галоп в комбинации. Прыжки со сменой ног. |
Понятие рисунок танца. Прыжки с пике. Подскоки в поворотах. Шаг польки и подскоков в паре. |
Простейшие комбинации на выученных движениях. |
Ноябрь |
Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс. Комбинация №1 танца «Полька». |
Комбинация в паре. Работа над исполнением комбинации№1. |
Комбинация №2 для постановки танца «Полька». Игры импровизации: «Зоопарк», «Какая на улице погода». |
Работа над исполнением комбинации №2. Музыкальная игра «Кто это». |
Декабрь |
Работа над постановкой танца «Полька». |
Танец «Полька» работа над исполнением. Подготовка к контрольному уроку |
Контрольный урок. |
Музыкальные игры импровизации: «В гости к нам пришла зима» , «Учительница». |
Январь |
О чем рассказывает музыка. Знакомство с танцем «Вару-Вару» : ритм, темп, характер исполнения. |
Движения танца «Вару-Вару»:шаг с полупальцев на всю стопу, шаги с выносом ноги на каблук. |
Движения танца «Вару-Вару»:подбивной прыжок, ритмичные хлопки, прыжки с выносом ноги на мысок. |
Февраль |
Движения в паре. Простейшие комбинации в паре. |
Комбинация №1 для постановки танца «Вару-Вару». |
Работа над исполнением комбинации №1.Музыкальная игра «Сделай как я». |
Март |
Комбинация №2 для постановки танца «Вару-Вару». |
Работа над исполнением комбинации №2.Музыкальная игра «Птички». |
Работа над постановкой танца «Вару-Вару». |
Танец «Вару-Вару» работа над исполнением. Подготовка к контрольному уроку. |
Апрель |
Урок повтор танец «Вару-Вару».Подготовка к контрольному уроку. |
Контрольный урок. |
Эмоциональный образ музыки. Через музыку к движениям. |
Игры импровизации: «Звуки весны» , «Рисуем движениями». |
Май |
Музыкально пространственные композиции. |
Музыкально пространственные композиции. |
Работа с материалом пройденным за год. |
Обобщающий урок. |