Сцена захвата казака-убийцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Когда-то В. Набоков говорил о том, что если бы вся жизнь была просто набором нелепых случайностей и не было бы в этом никакого связующего звена, то жить было бы слишком страшно и безнадежно. Этим связующим звеном, возможно, и является в «Герое нашего времени» игра судьбы с человеком. В главе «Фаталист» есть такой эпизод. Печорин в темноте наталкивается на что-то толстое и мягкое, но при этом неживое. На дороге лежит свинья: ее разрубил шашкой пьяный казак, которого преследовали два других казака.
Среди ночи к Печорину прибегают с известием
Раздается выстрел, промах, казак схвачен. «Я люблю сомневаться во всем; это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!» В этой сцене Печорин находит в себе силы бросить своего рода вызов судьбе. Правда, вызов атот
Тем не менее такая логика подтверждается сценой встречи Печорина с Верой в гроте: «Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она?
И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках?» Здесь и сомнения, и странная уверенность, и когда встреча состоится, не последует удивления ни с одной стороны, а Вера даже скажет, «что была уверена, что встретит его здесь». Это не аргумент в пользу фатализма Печорина, а просто часть его жизненной философии, где органично сливаются две противоречащие друг другу установки.
Первая из них — «человек предполагает, а Бог располагает», вторая — «под лежачий камень вода не течет». Идет борьба с предопределением с помощью его самого. Это равновесие, впрочем, очень шаткое, и роман заканчивается не мимолетным, а все нарастающим ощущением большого вопроса, ответ на который здесь, в этой жизни, вряд ли найдется. Как стремителен бег времени! Уже более 150 лет отделяют нас от героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова.
Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям XX и XXI веков.