Роль внесценических персонажей в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
«Горе от ума» — это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать читателя и сегодня, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена исторических эпох. В высказываниях различных персонажей возникают реалистический образ старой Москвы, уходящей к екатерининским временам, нравы барского общества и вечный конфликт двух поколений. Конфликт комедии углубляют внесценические персонажи.
Их в комедии
Он делал карьеру, не брезгуя угодничеством и собственным унижением перед всесильной Екатериной. Фамусов, восторженно рисуя его стремительный взлет по служебной лестнице, нравоучительно говорит: «Упал он больно — встал здорово. / Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?
Он с горечью говорит: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея». Все жизненные блага представители «века минувшего» получали за то, что унижали свое человеческое достоинство, забывая о чести и гордости родовитых дворян. Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который тоже является идеалом Фамусова. Он сумел не только свою жизнь устроить, но и 6 близких не забыл: «Покойник был почтенный камергер, / С ключом, и сыну ключ умел доставить, / Богат, и на богатой был женат, / Переженил детей, внучат… / Что за тузы в Москве живут и умирают!» Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола. Дамы всесильны.
Яркий пример — Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с «чиновными и должностными». Фамусов говорит: «А дамы? Сунься кто, попробуй овладей. / Судьи всему, везде, над ними нет, судей, / Присутствовать пошлите их в Сенат. / Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! / Татьяна Юрьевна!
Пульхерия Андревна!» Имеет очень большую власть в обществе и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих «властительниц» устами Чацкого, показывая их пустоту, глупость и вздорный характер. Кроме «тузов», в дворянском обществе есть люди и помельче. Их больше, и поэтому они являются типичными представителями среднего дворянства. Сценические персоналии этого типа людей — Загорецкий и Репетилов, а из внесценических можно назвать «черномазенького, на ножках журавлиных», а также «троих из бульварных лиц», о которых упоминает Чацкий.
Все они, сознавая свою ничтожность перед «столпами» московского дворянства, стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их благосклонность. Дух угодничества и лицемерия пронизывает все фамусовское общество. Многочисленные внесценические персонажи в комедии нужны для того, чтобы подчеркнуть характеры главных действующих лиц, раскрыть их мировоззрение.
Восхищение Фамусова ничтожными людьми подчеркивает его ограниченный кругозор. Отсюда можно сделать вывод, что он добился положения в обществе и стал влиятельным «тузом», видимо, благодаря выгодной женитьбе и умению использовать все средства для достижения карьеры. Когда он упрекает Софью, что она похожа на мать тем, что «чуть из постели прыг» — уже с молодыми людьми, то можно не сомневаться: он женился по расчету. Чванливый по отношению к тем, кто ниже его по положению в обществе, Фамусов откровенно заискивает и ищет расположения тупого Скалозуба, который «не нынче — завтра генерал».
Чацкий с насмешкой говорит о родне Фамусова: «А тот — чахоточный, родня вам т-книгам враг, / В Ученый комитет который поселился / И с криком требовал присяг, / Чтоб грамоте никто не знал и не учился». Этот персонаж, выведенный в комедии, подчеркивает общественно-политическую обстановку в России, раскрывает атмосферу, царящую в обществе. Все боятся образованных людей типа Чацкого, потому что понимают, что недалеко то время, когда их сметет как ненужный хлам новая сила, то есть образованный слой передовых дворян.
Они боятся перемен в жизни потому, что без крепостных крестьян сами ничего в жизни не умеют, ни знаний, ни ума, ни способностей у них нет. Ярые крепостники готовы кого угодно объявить сумасшедшим, лишь бы удержать свои привилегии. Комедия Грибоедова, цель которой, по выражению Пушкина, это «изображение характеров и нравов», и сегодня звучит очень актуально и современно.