Анализ второй главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах»
Владимир Маяковский открыл целую эпоху в истории русской и мировой поэзии. В его творчестве запечатлелось становление нового мира, рожденного в жесточайших классовых битвах. Поэт выступил как художник-новатор, реформировавший русский стих, обновивший средства поэтического языка.
Поэтические завоевания Маяковского определили главное направление в развитии советской поэзии и оказали огромное влияние на многих зарубежных поэтов 20-го века. Поэма «Облако в штанах», написанная в 1914-1915 годах, по содержанию является произведением, в «эзоповой»
Вторая часть направлена против тех поэтов, которые «выкипячивают, рифмами пиликая, из любвей и соловьев какое-то варево». И хотя строки эти имеют в виду конкретный адресат — Игоря Северянина, однако,
Поэт, протестующий против буржуазной морали, протестует против искусства, которое проповедует эту мораль. Вторая часть поэмы очень важна для понимания эстетических позиций молодого Маяковского. Эстетическое кредо поэт излагает в острой полемике с буржуазным искусством. Он провозглашает борьбу за демократизацию поэзии. «Пиликающим рифмам» он противопоставляет образ «улицы», которая «корчится безъязыкая — ей нечем кричать и разговаривать».
Свою задачу Маяковский видит в том, чтобы дать «безъязыкой улице» поэтическое слово, выразить ее страдания и думы. И пусть словарь этой поэзии не будет «изысканным», пусть он включает в себя нарочитую грубость и вульгаризмы: … во рту умерших слов разлагаются трупики, только два живут, жирея — «сволочь» и еще какое-то. Кажется — «борщ». А улица присела и заорала: «Идемте жрать!» Все это и есть словарь поэзии «уличных тыщ», которых поэт призывает не сметь «просить подачки» у поэтов, «размокших в плаче и всхлипе».
Он также приказывает «улице» «не слушать, а рвать их — присосавшихся бесплатным приложением к каждой двуспальной кровати!», потому что эти люди — «сами творцы в горящем гимне — шуме фабрик и лабораторий». «Златоустнейший» поэт, «чье каждое слово душу новородит», утверждает как самую высокую ценность мира «мельчайшую пылинку живого». Поэтому он проповедует не фантазию, не уход от жизни, а жизнь, ее земные ценности. Истинный поэт, по мнению Маяковского, не тот, кто сотворит легенду о «Фаусте, феерией ракет скользящего с Мефистофелем в небесном паркете», а тот, кто в «каторжнях города — лепрозория» увидит чистому «венецианского лазорья, морями и солнцами омытого сразу», увидит «душ золотые россыпи». Так, поэзия, уходящая своими корнями в земную, грубую жизнь, в противовес искусству «Гомеров и Овидиев», является, с точки зрения Маяковского, демократической по самой своей сути.
Именно в «Облаке в штанах» тема искусства впервые связывается с темой революции, и миссия поэта, в трактовке Маяковского, оказывается миссией пророка. Миссия эта драматична, так как лирический герой, предсказавший, что «в терновом венце революций грядет шестнадцатый год» , все же осмеян у «сегодняшнего времени». Но предвкушение радости завтрашнего дня, ключи от которого в руках этих «людей… от копоти в оспе», заставляет поэта снова «взводить» себя «на Голгофы аудиторий». И даже приход революции, венчающий проповедь лирического героя, не снимет этой драматической печати с лица поэта: И когда приход его мятежом оглашая, выйдете к спасителю — вам я душу вытащу, растопчу, чтоб большая! — и окровавленную дам, как знамя…
Таково насыщенное идейное содержание второй части, переданное в неповторимом, предельно выразительном стиле Маяковского, созданном из акцентного стиха, умения чувствовать слово, к какому бы стилю речи оно не относилось, и смело с ним экспериментировать. Поэт пересыпает речь сниженной лексикой, но в его поэзии это звучит актуально, а не шокирующе, потому что он — поэт народных масс. Маяковский достигает предельной выразительности стиха, одушевляя все сущее в окружающей его действительности: улицу, которая «муку молча перла», слова, которые «живут, жирея».
Именно поэтому его искусство, по моему мнению, никогда не осядет мертвым грузом на дно человеческой памяти. Поэзия Маяковского — «драгоценные слова», добытые трудом, волей, волнением, талантом.