Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — роман о жизни и о человеке
Роман «Мастер и Маргарита» является наиболее значительным и сложным произведением Михаила Булгакова. В произведении поднимаются важные жизненные вопросы, многие века стоявшие перед художниками слова: проблема любви и ненависти, добра и зла, истины и лжи, человеческого счастья, свободы и несвободы, творчества. Все эти вопросы волнуют людей и по сей день. Булгаков проявляет себя как писатель-философ, затрагивая жизненные проблемы. Писатель рисует два мира: реальный и фантастический.
Подобно тому, как в земном мире существуют люди обыкновенные,
Мир их размышлений ограничивается коммунальной квартирой и личным опытом. Проблема свободы и несвободы поставлена в спорах Иешуа Га-Ноцри с могущественным римским прокуратом Понтием Пилатом. В душе последнего происходит борьба человеческого и должностного. Пилат, как государственный чиновник, вынужден делать то, что расходится с его человеческой совестью, хотя и соответствует идее государственности. Когда-то он был человеком прямых слов и действий.
А теперь, дослужившись до большого чина, переродился, стал бояться за карьеру. Власть не только возвышает человека над людьми, но и делает его своим рабом. Несвобода берет верх над свободным волеизъявлением.
Пилат является прямым виновником смерти Иешуа. Зло, совершенное прокуратором, не остается безнаказанным. В жизни за все надо платить. Пилат обрек себя на вечную иллюзорность существования.
Эта истина распространяется и на земное существование. Справедливы слова Иешуа о том, что «всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, или какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Он считает, что стремление к материальному благополучию делает человека несвободным, готовым идти на сделку с совестью. Подобно тому, как в романе в двух временных пластах раскрывается проблема свободы и несвободы, Булгаков затрагивает еще одну очень важную проблему, свойственную современному миру, — проблему творчества.
Главному герою произведения, Мастеру, важно изобразить жизнь так, как он сам ее понимает. Для более глубокого и точного показа действительности он ищет в прошлых веках аналог своей эпохи. Поскольку рукопись художника направлена против государственного строя, способствующего превращению свободного человека в несвободного, чиновники, олицетворяющие общественную систему, почувствовали в нем врага.
Не сумевший противостоять государственной власти, автор рукописи оставляет свое творчество, оказывается неспособным отстоять свою точку зрения. В этом и заключается слабость Мастера. Он — не борец, а только исполнитель.
Он не совершает ничего значительного, чтобы отстоять свое творение. Булгаков этим примером подтверждает мысль о том, что и современный человек, в жизни сталкиваясь с подобными проблемами, может уйти от их решения, оказаться неспособным противостоять своим недругам. Тема добра и зла, так же, как и тема творчества, связана с именем Мастера. Именно его интересует этот главный вопрос жизни.
Для себя герой решил раз и навсегда, что первично добро: «Злых людей нет». Есть люди, зажатые в тиски обстоятельств и вынужденные правдами и неправдами их преодолевать. Есть искалеченные ближними, несчастные и оттого ожесточившиеся. Но все по природе своей добры. И надо только освободить энергию их доброты силою слова и ни в коем случае не силою власти, ибо «всякая власть является насилием над людьми… настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.
Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Такая трактовка Булгаковым темы добра и зла свойственна и современному миру. Хотя с полной уверенностью нельзя утверждать, что злых людей нет. Надо верить в то, что все-таки добрых людей гораздо больше.
Таким образом, своим романом Булгаков подтверждает мысль о том, что и в реальном, земном мире, и в ирреальном, фантастическом мире ощущается единство в разрешении вечных жизненных проблем добра и зла, свободы и несвободы, истины и лжи, творчества. Разные временные пласты, переплетаясь, помогают читателю глубже проникнуть в сущность затрагиваемых проблем. С полной уверенностью можно утверждать, что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» является романом о жизни.