Речевые действия
При чтении первых реплик Чацкого в комедии «Горе от ума» можно рассказать детям о том, что такое речевые действия. Теорией речевых действий занимается серьезная лингвистика, нам же для наших целей будет достаточно примерно следующего.
«Что делаете вы, говоря: «Я прыгаю на одной ножке»? Несомненно, говорите, а не прыгаете, то есть Описываете действие, а не Производите его. А если вы скажете: «Я поздравляю вас с окончанием учебного года»? Странно, вы как будто тоже говорите, но в то же время и делаете — поздравляете.
Если
Значит, есть глаголы, которые не только описывают какое-то действие, но и сами его совершают — фактом своего произнесения. С их помощью можно построить такое высказывание, которое будет равносильно поступку, действию. Действую по-латыни — перформо, высказывания-действия называются в науке поэтому Перформативами.
Именно
Вот примеры, в которых содержатся наиболее распространенные перформативные глаголы :
Торжественно Клянусь чистить по утрам зубы! Обещаю также причесываться по утрам!
Дико Извиняюсь, но в гостинице мест нет.
Настоятельно Прошу, нет, даже Приказываю очистить помещение!
Приглашаю вас на кулебяку!
Возвращаемся к Чацкому. Его появления на сцене зритель ждет с нетерпением: ведь о нем только что говорили Софья с Лизой, в их разговоре много загадок. И вот под повисшую в воздухе рифму «дурацкий — Чацкий» на сцену выбегает герой с такими словами… Здесь затормозим и предложим ребятам вопрос: «Какие речевые действия совершает Чацкий, произнося свои слова?» Дальше читаем текст и считаем эти действия: «Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног. Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
Что ж, рады? Нет? В лицо мне посмотрите. Удивлены? и только?
Вот прием!..» И дальше: «Не влюблены ли вы? Прошу мне дать ответ, Без думы, полноте смущаться…» Чацкий говорит, только говорит — но одновременно и с горячностью спрашивает, и требует, и изумляется, и упрекает, и пытается иронизировать… Целый каскад действий. Чтобы их выразить, актеру понадобится множество разных интонаций, жестов.
Кстати, не упустим возможности послушать, как прочтут этот фрагмент наши ученики. А дальше спросим себя, во-первых, что скажет о герое такая насыщенность речи «действенностью», а во-вторых, имеет ли право Чацкий так настойчиво и разнообразно обращаться к Софье после трех лет молчания и отсутствия действий или каких-то знаков его интереса к ней? Отсюда разговор пойдет к предыстории отношений Софьи и Чацкого, к причинам разного понимания ими происходящего, то есть вглубь действия.
Строго говоря, все это можно было бы объяснить и без теории речевых действий. А еще строже — слова Чацкого по правде речевыми действиями и не являются . Зачем же тогда было огород городить? Да просто уж очень девятиклассники покупаются на эту тему — проверено неоднократно. Кроме того, можно увидеть, что, даже не пользуясь перформативами, Чацкий строит свою речь так, что она превращается в действие — а значит, в его арсенале есть другие важные ораторские приемы . И, наконец, самое важное: живые и непреднамеренные отходы в сторону от линии урока, связанные с языковым опытом учеников, существенно повышают общий интерес к предмету.
Так что попробуйте!