Проблемы поиска смысла жизни в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»
В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Написано было произведение более 150 лет назад, но до сих пор оно волнует нас. В нем мы находим ответы на многие вопросы, которые возникают в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали проблемы поиска смысла жизни героями романа.
Герои романа Онегин и Татьяна — сильные личности. Оба чувствуют себя чужими в
Онегин рано испытал на себе влияние света с его бесплодной, пустой суетой. Он характеризует себя строже, чем кто-либо другой, открыто признается в корысти: «Какое низкое коварство/ Полуживого забавлять…/ Печально подносить лекарство, / Вздыхать и думать про себя: / «Когда же черт возьмет тебя!»» Онегин — образованный человек. Ему было дико в обществе Лариных, где велись разговоры о псарне, вине, родне. Пушкин лестно
Онегин понимает всю никчемность, призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен. Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с самим собой. Татьяна — «милый» и «верный» идеал нравственной чистоты — прямая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самого раннего детства происходит на природе, она развивалась свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Татьяна воспитывалась в деревне среди природы, которую очень любила, и находила в ней успокоение.
Она увлекалась чтением, это была мечтательная и романтическая натура. Впрочем, это вовсе не значит, что среда, в которой воспитывалась Татьяна, была безупречной, но, инстинктивно отталкивая от себя все низкое, пошлое, ординарное, не соответствующее ее романтическому восприятию мира, она создает свой особый мир. Страшные рассказы, поэтические народные сказания, приметы старины, таинственно-прекрасная жизнь природы, романы — вот чем жила эта девочка. Воспитанная на сентиментальных романах, Татьяна сосредоточила все свои духовные силы на сфере чувств.
Жить для нее значило чувствовать, целью жизни была любовь к сильному, прекрасному, совершенному человеку, которому она «вручает свою судьбу». Итак, естественная потребность Татьяны любить и быть счастливой, потребность, которая была проявлением ее страстной и сильной натуры, выливается в пламенное чувство к Онегину, чувство, в котором нет места эгоизму, тщеславию, в котором нет ни капли кокетства. Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, искренне признаваясь в своих чувствах. Онегин же, по достоинству оценив Татьяну, на письмо ее ответил отказом. Он не хотел связывать себя узами брака, и чувств глубоких к Татьяне у него в то время не было, поэтому осуждать его в данном случае я не берусь.
Мне казалось, что Онегин в любой ситуации поступит обдуманно и решительно. Но при первом же испытании он пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед поединком он становится рабом светской условности. Достаточно вмешательства Зарецкого, и вот уже Онегину мерещатся «шепот, хохотня глупцов».
Вызов принят. Непоправимое должно свершиться: «И вот общественное мненье! / Пружина чести, наш кумир! / И вот на чем вертится мир!» Я считаю, что этот момент в романе самый трагический. С этого момента начинаются страдания Онегина, ломка его жизни, неприкаянное странствие по родной земле, растет чувство собственной никчемности: «…Зачем не чувствую в плече/ Хоть ревматизма? — ах, Создатель!
Я молод, жизнь во мне крепка; / Чего мне ждать? тоска, тоска!..» В таком душевном состоянии герой вызывает сочувствие и тревогу за дальнейшую его судьбу. Татьяна же, если раньше жила в мечтах, то теперь, полюбив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому времени характер Тать яны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испытаний нравственно не побежденной.
Таким образом, нравственная чистота Татьяны противопоставлена порожденному социальными условиями эгоизму Онегина. Любовь Онегина к Татьяне возрождает в нем человека. Да, именно любовь к Татьяне, а не смерть Ленского. После дуэли Онегин, привыкший жить только для себя, отделенный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, потерял единственную духовную опору — уважение к себе. И только встретив Татьяну, полюбив ее, он понял, что такое истинное чувство и что такое возвышающее и очищающее душу страдание.
Он увидел в ней прекрасное исключение из круга пустых светских красавиц, его пленила ее душевная красота и нравственная сила. Кроме нравственного воздействия на Онегина, Пушкин показывает огромное положительное влияние Татьяны в свете. В чистой нравственной атмосфере, окружившей ее, даже самые пустые люди становились лучше, благороднее, так как в ее салоне ценились не богатство, не знатность, а ум и горячее сердце. Здесь почести воздавались по заслугам, здесь нельзя было обманывать и лицемерить.
Пушкин указывает путь нравственного возвышения людей и улучшения общества через естественность и красоту отношений. В этом проявился великий гуманизм поэта, который отстаивал право личности быть свободной, любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения, который пробуждал «чувства добрые» в сердцах современников и потомков.