Привлекательность человеческих отношенйи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному усовершенствованию. Потому что сейчас наше общество остро ощущает, что никакие социальные перемены сами по себе не приводят автоматически к тому, чтобы духовный мир людей стал качественно иным. Нельзя создать «нового человека» ни за год, ни за десятилетия, пока не добьемся, чтобы
Л. Н. Толстой еще в конце прошлого века призывал человека к нравственному самоусовершенствованию как к необходимому условию прогресса всего человечества. В романе «Война и мир» эти мысли Толстого воплощены в нравственных исканиях его любимых героев, в их духовной красоте, в красоте человеческих отношений. Взаимоотношения лучших толстовских героев пронизаны нравственной одухотворенностью.
Особенно ярко это проявляется в семейной жизни. В центре романа три семьи: Болконские, Ростовы, Курагины. С большой авторской симпатией описана семья Ростовых. Атмосфера
Без глубоких семейных привязанностей лучших героев Толстого просто невозможно представить. Но дело не только в этом. Наташа и Николай, Пьер и княжна Марья, Кутузов и Платон Каратаев душевно расположены ко всем людям без исключения и ожидают от каждого ответной доброжелательности. Петя Ростов, попав в партизанский отряд, проявляет восторженную симпатию не только к хорошо и давно знакомому ему Денисову, но и ко всему его окружению, заботясь даже о пленном французском мальчике. Умение понять другого человека, умение прощать, доверчивость и благожелательность Л. Н. Толстой считал лучшими качествами русского человека.
Эти качества свойственны многим героям «Войны и мира». Так, обращаясь к солдатам в день Красненского сражения, Кутузов говорит, показывая на пленных французов: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди».
И в лицах русских солдат он читал сочувствие своим словам. Способность «любовно жить» в единении со всеми показана в образе Платона Каратаева. Много переживший в плену Пьер отогрелся душой возле этого простого русского человека, в котором ему чувствовалось что-то «приятное, успокоительное и круглое». Такое выражение ласки и простоты было в лице этого человека, что растроганный Пьер чуть не заплакал. Живой контакт человека с теми, кто оказался рядом, — норма поведения любимых героев великого писателя.
Чаще всего связи между персонажами романа осуществляются при помощи взгляда, интонации, жеста, улыбки. Наташа Ростова мучается оттого, что не может в письмах к князю Андрею передать и тысячной доли того, что она чувствует и что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом. Герои Толстого иногда влияют на окружающих непроизвольно, сами не замечая своего воздействия. Встреча князя Андрея с Наташей изменила всю его жизнь, духовно возродила его.
Он любил в Наташе «душевную открытость, естественность». Потребность открыть себя другим — одна из главных черт людей, близких к Толстому. Общение героев «Войны и мира» характеризуется прежде всего светлыми, радостными чувствами, ему часто сопутствует добрый, веселый смех. Жизнерадостный смех звучит в романе не только в эпизодах мирной жизни, но и в эпизодах, посвященных военным действиям. Этот добрый смех способствует соединению людей.
Так, Пьер одной свjей доброй улыбкой и кстати сказанной шуткой мирит тех, кто ссорился. Душевно близкие Толстому герои способны к искреннему раскаянию, к признанию своих ошибок. Поразительно описаны страдания княжны Марьи после смерти ее отца, когда она даже не смеет молиться Богу, вспоминая о своих грешных мыслях по поводу капризов отца. Глубоко раскаяние Наташи после увлечения Ана-толем за то зло, которое она причинила князю Андрею.
Духовное величие Пьера раскрывается после дуэли с Долоховым, когда он содрогается от мысли, что чуть не убил человека. Привлекательность человеческих отношений, изображенных в романе «Война мир», не может не трогать сердце современного читателя. В наш «жестокий» век нам есть чему поучиться у героев этого произведения.
Доброта и совестливость, душевная расположенность людей друг к другу, нравственное единение людей — эти идеалы писателя, обращенные к каждому человеку, заставляют задуматься о своей жизни и взаимоотношениях с другими людьми.