Природа человека в изображении писателей-реалистов демократического направления эпохи рубежа XIX-XX века
Эпоха рубежа 19-20 веков — сложное и очень интересное время. Оно дало искусству и литературе, в частности, очень много направлений, течений, школ, имен, высокохудожественных произведений. Так, реалистическое демократическое направление дало миру такие литературные имена, как В. Г. Короленко, Л. Андреев, В. В. Вересаев.
Эти писатели в своем творчестве продолжали и развивали традиции реалистической школы, начатой Гоголем и продолженной Тургеневым, Достоевским, Чеховым. В центре художественного внимания писателей-демократов был мир человеческой
Но она уже прошла довольно сложный жизненный путь — революционной борьбы, отстаивания своей позиции, точки зрения. Казалось бы, автор и рассказчик восхищаются своей героиней, силой ее характера, ее мужеством: «Как она тут вспыхнет. Глаза загорелись, румянец еще гуще выступил.
Губы тонкие, сердитые… Как посмотрела на нас, — верите: оробел я и подступиться не смею». И, в то же время, жалеют ее: «бледная
Героиня не терпит жалостливого к себе отношения, особенно со стороны жандармов. Она говорит рассказчику: «Что вы, говорит, глупы, что ли? Не понимаете, что я не по своей воле еду? Хорош, говорит: сам везет, да туда же еще, с жалостью суется!» Но автор показывает, что эта девушка, преданная своему делу, своим товарищам, за своим фанатизмом не может разглядеть проявления простых человеческих чувств. Для нее мир поделен на белое и черное.
Перед смертью она характеризует себя как «простого» человека. Что это значит? Если героиня считает человека врагом, то он таковым будет для нее до конца жизни, несмотря на поведение этого человека. Именно поэтому Морозова не смогла разглядеть в рассказчике проявление искренних чувств, настоящей заботы: «Враги так враги, и нечего тут антимонии разводить.
Ихнее дело — смотри, наше дело — не зевай. Он, вот видите: стоит, слушает. Жалко, не понимает, а то бы в донесении все написал…» Героиня так и умирает, не сумев простить своего жандарма. Рассказ Андреева «Бергамот и Гараська» раскрывает другие стороны человеческой натуры, а именно проявление хороших, добрых чувств, но лишь в определенные моменты времени, жизни. Это произведение относится к так называемым «пасхальным рассказам».
Пасха — самый важный праздник в христианской традиции, он призывает людей к единению и всепрощению. Но Андреев показывает, что натура человеческая гораздо сложнее и противоречивее, чем любые правила и законы. Городовой Баргамот приглашает на Пасху к себе домой нищего Гараську. Андреев подчеркивает, что в любой другой день городовой приволок бы Гараську в полицейский участок, чтобы он не мешал отдыхать «почтенной публике». Но сейчас Пасха, и в Баргамоте проснулись христианские чувства.
Важно, что эти чувства неподдельны, искренни. Просто этот герой вспомнил вдруг, что он не только городовой, но и просто человек, которому не чужды милосердие, сострадание, любовь к ближнему. Но из затеи героя ничего не вышло. По случайности жена Баргамота напомнила Гараське о том, что он никто, просто нищий. Она назвала этого бродягу по имени-отчеству, захотев уважить человека.
Но получилось в точности до наоборот: Гараська вспомнил, что никто никогда не называл его так. Для всех он просто нищий бродяга Гараська. Тем самым писатель подчеркивает, что человек не может стать лучше всего на час или на вечер. Самосовершенствование — это непрерывная работа, которая ведется каждодневно. Но самая противоречивая натура, на мой взгляд, описана в рассказе Вересаева «Случай на Хитровом рынке».
Героиня его, убийца Татьяна, натура очень неоднозначная. Автор подчеркивает ее фанатичную любовь к мужчине, ради которого она идет на страшный грех — убийство своего бывшего любовника. Чем это объяснить, что в натуре одного человека могут сочетаться такие кардинально противоположные качества, свойства? Поступок Татьяны вызывает недоумение, но и жалость. Люди видят, насколько она любит своего сожителя.
Ее любовь искренна и очень сильна. Даже у присяжных на суде эта героиня вызывает жалость, особенно учитывая ее сложную, полную трагизма судьбу. Таким образом, три рассмотренных нами произведения разнообразны по сюжету, героям, коллизиям. Но схожи они в одном — в убеждении писателей в противоречивости человеческой натуры, в сочетании в ней как положительных, так и отрицательных сторон, Света и Тьмы, Добра и Зла.
И что победит, зависит лишь от самого человека, его выбора, его решения, его работы над собой.