Мастерство художественных деталей в рассказах А. Чехова

После смерти А. П. Чехова Л. Н. Толстой сказал: «Достоинство его творчества то, что оно понятно… не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное». Действительно, предметом исследования Чехова стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве эти писатели, различны.

Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. В течение долгих лет работы в юмористических журналах ему пришлось оттачивать мастерство рассказчика:

в небольшой объем втискивать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно она несет у Чехова огромную смысловую нагрузку.

Давайте посмотрим, как буквально одна фраза может сказать все о человеке. Вспомним маленький юмористический рассказ «Смерть чиновника», главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина. В театре, случайно чихнув, чиновник Червяков обрызгал лысину генерала Бризжалова.

Это обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно

ходит и извиняется перед Бризжаловым. Тот, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения Червя кова, но в конце концов, доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет его вон. Червяков, не понимая, почему Бризжалов так раздражен, думает, что его карьере пришел конец. Он возвращается домой и умирает.

В последней фразе дано объяснение практически всему: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.

Анна Сергеевна, героиня рассказа «Дама с собачкой», приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общество мужа, человека, которого она не любила и не уважала. В определенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка; перед тем как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, то есть это начало попытки «бегства». Позже, в театре, Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках — попытка «бегства» не удалась. Беликов, «человек в футляре», в противоположность Анне Сергеевне, не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее, потому что любое многообразие, разрешение себе чего-то нового вносило в его жизнь неопределенность и вызывало непреодолимое стремление окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься.

Отсюда многочисленные чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, поэтому после смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить. В рассказе «Душечка» Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, в нескольких местах повторяет, что жила она хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь «душечки» не казалась автору столь уж достойной восхищения и подражания. «Душечка» не имеет ни собственных желаний, ни мыслей.

В последней части рассказа, повествующей об отношении «душечки» к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть, в виду то, что наконец она нашла свое счастье? Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа «Попрыгунья». У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения. Но если «душечка» не была чересчур привередлива в своих знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаменитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя. В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной «лишней» детали.

Например, в пьесе «Три сестры» Наташа впервые появляется на сцене в красном платье с зеленым пояском — деталь, свидетельствующая о полном отсутствии вкуса, говорящая о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика. Чехов считает, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. Так, использование детали важно и в «Вишневом саде». Вспомним «многоуважаемый шкаф», звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы. Все эти детали несут обязательную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы.

Пришел к концу XX век. Человечество встретило третье тысячелетие. Но Чехов по-прежнему остается для нас одним из самых бесспорных художественных и моральных авторитетов.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мастерство художественных деталей в рассказах А. Чехова