«Поэзия — одна великолепная цитата»
Серебряный век русской литературы немыслим без творчества Анны Ахматовой. Ее поэзия — своеобразный гимн женщине. Героини Ахматовой реалистичны, и каждая читательница может найти в этих образах что-то близкое. Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью» является одним их первых в сборнике миниатюр, в нем очень эмоционально обрисовываются эпизоды жизни и любви героини.
Ключевые детали стихотворения несут двойную смысловую нагрузку, они не только дают какую-либо картину действительности, но и передают психологический настрой
Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Ахматова воспринимает не только любовь через призму сердца, но и все, что происходит рядом с ней. Ее жизнь и судьба были трагичны. В 1921 году погибает муж, Николай Гумилев, советская действительность угнетает поэтессу, но она не в силах ничего изменить. В поэме «Реквием» мы читаем пронзительно скорбные строки: Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя
Нет, Анна Ахматова здесь не говорит о жестокости современного ей мира. Она не говорит об ужасных годах… Поэтесса рисует образ женщины, которая провела много времени у тюремных дверей, ожидая приговора любимому человеку.
Эта женщина не одна, их тысячи, с такой же искалеченной судьбой и израненными сердцами. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Сначала лирическая героиня рассказывает о личном горе — об аресте сына, о неопределенности. Потом из мира внутренних переживаний вырисовывается непростая историческая действительность.
Ахматовой осталась «один на один» со своей бедой: Приговор… И сразу слезы хлынут, Ото всех уже отделена, Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут, Но идет… Шатается…Одна. Лирическая героиня описывает нелегкое время с точки зрения личных эмоций и переживаний.
И эти душевные муки понятны тысячам людей. В стихотворении «Эхо», которое было написано в 1960 году, Анна Ахматова говорит о своем прошлом. «Давно пути закрыты», и в минувшие годы нет возврата, хотя лирическая героиня и не хочет возвращаться туда снова: Или эхо, что еще не может Замолчать, хотя я так прошу… С этим эхом приключилось то же, Что и с тем, что в сердце я ношу. Здесь самым главным выступает внутренний мир лирической героини, и только потом раскрывается образ прошедшей эпохи в двух ключевых символах: «окровавленные плиты» и «замурованная дверь». Время Великой Отечественной войны также оставило трагичный след в творчестве Анны Ахматовой.
У нее иное видение войны, не похожее на других поэтов того времени. Поэтесса воспринимает ее как женщина, как мать: Щели в саду вырыты, Не горят они. Питерские сироты, Детоньки мои!
Перед нами другая сторона военного времени. Ахматова говорит о детях, так как нет ничего страшнее и ужаснее, чем боль ребенка: Постучись кулачком — я открою Я тебе открывала всегда… …Принеси мне горсточку чистой, Нашей невской студеной воды, И с головки твоей золотистой Я кровавые смою следы. Это стихотворение рисует трогательное обращение женщины к ребенку. Здесь прослеживается обобщенный образ матери. Сердце лирической героини не может вынести боль и страдания детей.
Анна Ахматова все пропускает через себя, что, на мой взгляд, свойственно именно женщинам, а не мужчинам. Однажды поэтесса сказала: «Я научила женщин говорить». Я думаю, что так и есть, потому что Ахматова раскрыла всему миру истинную душу женщины, ее чувства и мысли, ее радость и боль.
Именно поэтому о ее творчестве можно с полным правом сказать: ее «поэзия — одна великолепная цитата».