Сатира на социалистическую действительность
Со времени опубликования романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова прошло более полувека. Но произведения эти до сих пор не утратили своей силы и прелести. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» были построены на фактическом материале, который писатели собрали, работая в редакции газеты «Гудок». Это рабкоровские письма и заметки, жалобы читателей, приходившие с редакционной почтой.
За этими письмами стоят живые люди с настоящими именами и фамилиями, которым надо было выжить в новом социалистическом мире. Среди них были хорошие
Такой сюжет позволил авторам ввести в повествование множество лиц, пройтись сатирическим пером по участникам многообразных эпизодов. В книге изображена галерея жуликов всех мастей, спекулирующих кто «стибренным» у старушек жалким имуществом, кто служебным положением, а кто и совестью. Таковы деятели «Меча и Орала» — бездельник Полесов, нэпман Кислярский, воришка Альхен, обкрадывающий
В романе дается яркий образ «людоедки» Эллочки с ее лексиконом из 30 слов, с ее страстью следовать моде американских миллионерш, с людоедской хваткой выкачивания денег из окружающих. На фоне всех этих жуликов и просто обывателей, преследующих свои мелкие цели, подличающих и «подтибривающих» чужое добро, по-настоящему привлекательным кажется образ Бендера. По-моему, сами авторы немного любуются своим героем и его авантюрами.
Замечательно поется в песне Ю. Кима к фильму «Двенадцать стульев»: «Разбор грехов моих оставьте до поры. Вы оцените красоту игры!» Тем более что жертвами Остапа становятся люди, ни малейшей симпатии не вызывающие. Бендер предприимчив, умел и находчив, обладает великолепным чувством юмора. Он хороший психолог, досконально изучивший слабости человеческие.
Но его влиянию и «злодейскому обаянию» поддаются только люди с червоточиной. Именно поэтому, как мне кажется, и не получается роман Бендера и Зои в «Золотом теленке». На страницах этого романа великий комбинатор Остап Бендер рассчитывает стать счастливым за счет вымогательства денег у другого проходимца Александра Ивановича Корейко, богачу, которому трудно было развернуться в условиях социализма. Портрет Корейко нарисован подробно и обстоятельно. С одной стороны, он мелкий чиновник, простой и незаметный служащий, с другой — человек с хваткой крупного хищника, начавшего свою карьеру с прямого убийства.
Корейко похищает несколько эшелонов с хлебом, направленных в голодающее Поволжье. Авторы показали нам сущность стяжательства. Рядом с Корейко «трудятся» и приумножают его богатства начальник «Геркулеса» бюрократ Полыхаев, его подручные Скумбриевич, Берлага и множество других жуликов и подхалимов разных мастей и рангов. Картину дополняет «Воронья слободка» — коммунальная квартира, в которой живут причудливые персонажи, начиная от экс-камергера Митрича, который гордо заявляет, что «в гимназиях не обучался» , и кончая выгнанным из третьего класса Васисуалием Лоханкиным.
В этом персонаже осмеян мнимо интеллигентный сброд. В романах Ильфа и Петрова есть все, чтобы увлечь любого читателя: напряженный сюжет, колоритные фигуры, комические недоразумения, великолепный юмор. А фразы и выражения, ставшие крылатыми: «Заграница нам поможет», «Ключ от квартиры, где деньги лежат», «Лед тронулся, господа присяжные заседатели», — до сих пор у всех на устах.
Несмотря на то что многие типы, выведенные в романах Ильфа и Петрова, канули в прошлое, но есть и явления, которые не изжиты до сих пор. Изменилась вся жизнь страны, Бендеры поменяли маски. Но «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» до сих пор популярны и любимы.