Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»
Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении — вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя. В стихотворении есть элементы сюжета — мы понимаем, что герой находится у себя в поместье.
Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут…взор его обращается в окно.
Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало. Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод.
Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно
Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль: Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Как это понять — счастлив только тот, кто знает? Знает что?
Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения. Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг».
Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе: День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне… Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем.
Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, — «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет — «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья.
Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное — прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину. Мне кажется, именно эта мысль — основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.
Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты , метафоры , сравнения . Автор чередует инверсию с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении. Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность.
Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку и чередование женских и мужских рифм . «Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах — о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне».
Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это — огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни.
Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!
Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».