Диагностика филологических знаний учащихся
Пристальное и повседневное отслеживание процесса обучения всего класса и каждого ребенка — обязательное условие успеха литературного образования. Одним из составляющих элементов такого отслеживания должна стать диагностика знаний, умелый контроль со стороны учителя.
Контроль — это не просто один из способов решения проблемы оценки знаний, но также и попытка увлечь ребенка чтением, «заставить» его прочесть или усвоить те или иные литературные факты, показать перспективу совершенствования читательской деятельности, наметить
Формы такого контроля различны: зачеты, тестирование, пресс-конференции, игры, викторины… Выбор формы зависит от того, на чем на данном этапе строится изучение темы и что необходимо проверить: биографические подробности, творческую предысторию, литературоведческий аспект, композиционную структуру…
Нельзя забывать и о том, что контроль-то контролем, но есть и эмоциональная, нравственная, философская сторона филологического образования, которой нельзя ни в коей мере пренебречь. Поэтому одним из главных критериев успеха должно стать разнообразие
Контроль знаний необходимо осуществлять регулярно, он не должен зависеть от контингента обучаемых, от однородности или разнородности ученической среды. При этом учитель не должен ущемлять интересы ни слабых, ни сильных учащихся и находить оптимальные варианты в выборе заданий для успешной диагностики.
В качестве примера диагностики знаний филологически одаренных учащихся я хочу предложить итоговое тестирование по теме «А. С. Пушкин» — это интеллектуальное тестирование.
Данный вид контроля требует не только знания фактических сведений , литературных терминов. При решении подобных тестовых заданий необходима работа мысли, умение делать умозаключения . Поэтому предлагаемый тест интересно будет выполнить ребенку, который любит решать нестандартные задачи.
Интеллектуальное тестирование — с учетом уровня способностей обучаемых — можно сделать открытым .
В данной статье приводится один из полных вариантов подобного теста, который прошел успешную апробацию и вызвал живой интерес со стороны детей.
1. Продолжи ряд, заполнив пропуски.
А) … … Пушкин;
Б) Сергей… Пушкин;
В) Мария Алексеевна… .
2. Верны ли следующие утверждения? Почему?