Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Известно, что сюжет «Фаталиста» был подсказан Лермонтову действительным происшествием. Его добрый знакомый кавказский помещик Аким Акимыч Хастатов поведал поэту о своем не слишком приятном приключении. Однажды Хастатов чуть не был зарублен пьяными казаками в станице Червленой. Лермонтов подобное приключение, но с гораздо более трагическими последствиями, заставил испытать своего поручика Вулича. Однако при этом в повесть он вложил скрытый евангельский смысл, открывающийся при внимательном чтении «Фаталиста».

Вспомним, как

Вулич спорит с Печориным, «может ли человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута», и в доказательство стреляет в себя из пистолета, но происходит осечка. Печорин, однако, предсказывает Вуличу скорую смерть, и в ту же ночь узнает, что поручик был зарублен пьяным казаком; который до этого гнался за свиньей и разрубил ее надвое. Обезумевший убийца заперся в избе, и Печорин, решив испытать судьбу, врывается к нему. Пуля казака срывает эполет, но отважный офицер хватает стрелявшего за руки, и ворвавшиеся следом обезоруживают убийцу.

Однако фаталистом Печорин все равно

не делается. В финале повести он признается: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Лермонтов как бы продолжает евангельскую притчу о бесах, которые, выйдя из человека , .вошли в стадо свиней. Стадо затем бросилось с обрыва и погибло . Разрубив свинью, казак выпустил прежде вошедшего в нее беса наружу.

Этот бес овладел теперь душой казака, сделал его безумным и толкнул на бессмысленное убийство. Именно бес требует себе душу фаталиста Вулича, когда на вопрос поручика: «Кого ты, братец, ищешь?» — казак отвечает: «Тебя!» — и убивает несчастного. Тем самым Лермонтов говорит нам, что рукой судьбы, несущей гибель человеку, управляет не Бог, а дьявол.

Бог же дает людям свободу воли, дабы те своими смелыми, решительными и расчетливыми действиями могли отвратить от себя дьявольский рок, как это удается Печорину в «Фаталисте». В. Г. Белинский, лично знавший Лермонтова, главную черту его натуры определил как «презрение рока и предчувствие его неизбежности». Безусловно, поэт связывал судьбу с деятельностью не подвластных человеку сил, Бога и дьявола, однако оставил, наряду со скрытым, евангельским объяснением происшедшего с Вуличем, и вполне прозаическое истолкование случившегося устами старого бывалого офицера Максима Максимовича, следующим образом высказавшегося насчет предопределения судьбы: «Да-с! конечно-с!

Это штука довольно мудреная!.. Впрочем, эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны, или не довольно крепко прижмешь пальцем». Вероятно, поэт все-таки считал, что живая жизнь не исчерпывается одним только Божественным предопределением, хотя последнее и играет в ней существенную роль.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»