Идейно-художественный смысл названия рассказа А. П. Платонова «Взыскание погибших»
Можно сказать, что рассказ А. П. Платонова «Взыскание погибших» назван в православных христианских традициях — существует икона Божьей Матери, носящей такое же название. Больше того, эпиграфом к рассказу писатель выбрал следующие строки: «Из бездны взываю». И действительно, весь рассказ, по сути, сводится к единственной мысли — о памяти перед погибшими людьми и о долге живых перед ними. В центре рассказа находится образ старой женщины — матери Марии Васильевны, потерявшей на войне троих детей: «Матвею-то сколько ж было?
Двадцать
Именно поэтому связь Марьи Васильевны с ее детьми не утратилась — писатель приводит мысленный
Двоих маленьких детей этой женщины убили бомбой, а ее муж пропал без вести на земляных работах, «и она вернулась обратно, чтобы схоронить детей и дожить свое время на мертвом месте». Именно Евдокия Петровна рассказывает о том, как хоронили их близких: «Тогда они танком проехали через могилу по мертвым, покойники умялись, место стало, и они еще туда положили, кто остался. Им копать желания нету, они силу свою берегут». Кажется, это кощунство совершенно не трогает женщин — тон всего рассказа по-платоновски размерен и спокоен. Однако мы понимаем, что за этим спокойствием — страшнейшее опустошающее горе, сломленные жизни миллионов людей, потерявших своих близких.
Физически героини еще продолжают жить — что-то делать, о чем-то говорить. Но все это лишь видимость: все их мысли с родными мертвыми. Умерли не только миллионы душ матерей, вся земля превратилась в один обугленный кусок.
Однако, несмотря ни на что, в мире есть некие высшие силы, которые способны помочь и поддержать в человеке надежду: «Осенние звезды засветились на небе, точно, выплакавшись, там открылись удивленные и добрые глаза, неподвижно всматривающиеся в темную землю, столь горестную и влекущую, что из жалости и мучительной привязанности никому нельзя отвести от нее взора». Кажется, будто Бог сочувствует своим неразумным детям, изо всех сил стремится наставить их на путь истинный, как-то помочь. Но основную ответственность за свои поступки несут все же люди — лишь они могут что-то изменить, никогда больше не допускать подобного горя и зверств.
И люди, по мысли всего рассказа Платонова, просто обязаны это сделать — во имя памяти близких людей, которые несправедливо погибли, унося с собой жизни и души своих родственников. В рассказе эти перемены к лучшему писатель связывает с советской властью — недаром Марья Васильевна думает: «…пусть опять будет советская власть, она любит народ, она любит работу, она всему научает людей, она беспокойная; может — век пройдет, и народ научится, чтоб мертвые стали живыми». И в финале рассказа, в продолжение этой мысли, именно на советского солдата возлагается миссия по уничтожению зла, по улучшению жизни, по выполнению завета мертвых: «Мертвым некому доверится, кроме живых, — и нам надо так жить теперь, чтобы смерть наших людей была оправдана счастливой и свободной судьбой нашего народа и тем была взыскана их гибель». Таким образом, смысл названия рассказа Платонова «Взыскание погибших» заключается в мысли о долге живущих перед погибшими, прежде всего, в Великой Отечественной войне. По мнению автора, память об умерших должна быть подтверждена поступками ныне живущих, их стремлением построить новую счастливую жизнь для своих детей.
Только тогда взыскание погибших будет исчерпывающим.