Образ Руси в поэзии А. А. Блока
Тема патриотизма традиционна в творчестве каждого русского писателя. Александр Блок, великий русский поэт, обращается к теме России в тот период, когда начинает ощущать внутреннюю опустошенность. Созданный им «страшный мир» города начинает подавлять поэта.
И вот на горизонте его творчества появился новый и прекрасный образ — образ России. В этот период поэт создает циклы стихов «Родина», «На поле Куликовом». Одно из ярчайших стихотворений первого цикла — «На железной дороге» . Оно было создано в 1910 году. Сам автор
У Блока жизнь покинутой молодой девушки кончается гибелью. Она «раздавлена» жизнью , а смерть для нее предпочтительней смирения. Трагедия одинокой раздавленной личности происходит на глазах «сытых», равнодушных ко всему людей.
Блок пытается раскрыть причину этой трагедии, обратившись к приему контраста. С одной стороны, довольство,
Голодная и нищая Россия, едущая в «зеленых» вагонах, поет и плачет. Фигура жандарма рядом с молодой, красивой девушкой, бросающей жадные взоры «в пустынные глаза вагонов», становится символическим выражением железного уклада, ограждающего человека от счастья, от полноты жизни. Судьба этой поруганной девушки сближается с судьбой России. Образ России в лирике Блока двойственен.
Он видит в своей Родине и красоту, и загадочное, чуждое, дикое начало, не доступное пониманию: Знала ли что? Или в Бога ты верила? Что там услышишь из песен твоих? Чудь начудила, да Меря намерила Гатей, дорог да столбов верстовых… …Дико глядится лицо онемелое, Очи татарские мечут огни…
Двойственное отношение к России особенно ярко воплощено в стихотворении 1914 года «Грешить бесстыдно, непробудно…» Опять используя прием контраста, сталкивая в одном произведении пошлость мещанского быта и стремление к высокой христианской духовности, Блок рисует поразительно реалистичную картину современной ему России: И под лампадой у иконы Пить чай, отщелкивая счет, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод… Тема этого стихотворения — неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в болото косного существования. А душа человека ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне.
Немного другой ракурс взял поэт в своем цикле «На поле Куликовом». Он помогает увидеть величие России в ее исторических свершениях. Обратившись к событиям далекого исторического прошлого , Блок придал реальному эпизоду исторической хроники обобщенный смысл.
Любовь к родной земле пробуждает в душе поэта вдохновенные строки: «О, Русь моя! Жена моя!». В стихотворениях этого цикла особую роль играет символика: клекот орлов, крики лебедей, бег коня создают великолепную картину древней Руси. Россия предстает перед нами то в образе степной кобылицы, которая «несется вскачь»», то в образе «светлой жены» русского воина.
В третьем стихотворении цикла возникает поразительная перекличка образа России с образом Прекрасной Дамы: В ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты В темном поле были мы с Тобою, — Разве знала Ты? Перед Доном темным и зловещим, Средь ночных полей, Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей. Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее светлое будущее находят выражение в страстных строках стихотворений циклов «Родина» и «На поле Куликовом».
Опираясь на художественный опыт своих предшественников — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блок нашел новые грани раскрытия художественного образа Родины. Метафорический образ России представлен им в виде прекрасной женщины, доверчивой, но гордой и сильной духом, на долю которой выпадут многие испытания. Россия не пропадет, какой бы чародей ни завладел ею, как бы ни затуманились еще одной заботой ее прекрасные черты.
Таким иносказательным языком говорит поэт о возможных бедах России и тут же утверждает, что из всех испытаний она выйдет духовно и физически окрепшей и закаленной. Знать и понимать лирику Блока о России чрезвычайно важно, ведь его стихи о Родине вызывают у нас серьезные раздумья о судьбе России в наши дни.