Главный протест против угнетения человека человеком
Урок с элементами театрализации
Публикуем одну из первых работ, пришедших на наш конкурс «Как я преподаю трудную тему». Отрадно, что она посвящена Радищеву, разработок по которому в последнее время почти не появляется. Таким образом мы продолжаем разговор, начатый об этом «непрочитанном» писателе в № 16.
Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» сложна для ребят. Поэтому я стараюсь внести в урок элемент театральной игры.
Кабинет готовлю к уроку следующим образом. Слева на съемном стенде помещен портрет
На доске записана тема урока, несколько строк из оды «Вольность», высказывания о писателе: «Сознательный и непреклонный враг тирании и эксплуатации» , «Бунтовщик хуже Пугачева» .
Справа от доски, вверху, на бечевке, как бы отделяющей от класса «сцену», вывешена карта «Российская империя во второй половине XVIII века» с обозначениями маршрутов путешествия
Оставшееся пространство справа и под «портретом» закрывается присборенной портьерой. Парты расставлены в два ряда, образуя единственный проход посередине. Он станет местом сценических действий.
На краю парт стоят столбики — указатели населенных пунктов, которые называет Радищев в своей книге.
В начале урока звучит музыка . За стол садится «сын» Радищева Павел Александрович. Он берет перо, начинает «писать» биографию отца .
После этого учитель рассказывает историю создания «Путешествия…» и предлагает ребятам отправиться в путь вслед за автором. Теперь участники представления разыгрывают заранее подготовленные инсценировки глав «А. М. К.», «Выезд», «София», «Любани», «Чудово», «Спасская Полесть», «Зайцово», «Хотилов», «Медное», «Тверь», «Городня», «Пешки» .
Затем «собираем» из этих «кусочков» сюжет, прослеживаем его развитие. Учащимся предлагается записать ключевые слова, определяющие идею каждой главы. В результате этой работы на доске и в тетрадях появляется такая последовательность.
«София» — хамство, обман, чинопочитание.
«Любани» — трудолюбивый крестьянин, не верящий в закон.
«Чудово» — бездушие чиновников.
«Спасская Полесть» — казнокрадство, использование служебного положения.
«Сон» — кто виноват? Царь знает, но не хочет видеть, ибо сам в крови.
«Зайцово» — крестьяне убили помещика, и убийство это выглядит как оправданное.
«Хотилов» — крестьян нужно освободить.
«Медное» — крестьяне продаются подобно вещи.
«Тверь» — ода «Вольность». Самодержавие нужно свергнуть вооруженной борьбой народа.
«Городня» — рекрутские наборы, хотя иные крестьяне способнее помещиков.
«Пешки» — положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может.
После анализа глав учитель просит определить тему и идею произведения, сопоставить их с эпиграфом к книге. Для этого нужно определить отношение автора к крепостному праву, к самодержавию, пути достижения цели и представление о будущем обществе. При затруднении в последнем пункте можно предложить посмотреть оглавление книги и определить, в какой главе, судя по названию, может скрываться ответ на вопрос.
Учащиеся обнаруживают логическую линию: Новгород — феодальная республика — республика как форма правления.
Затем внимание учащихся обращается к высказываниям Ленина и Екатерины ІІ. С каким из них они согласились бы сами? Почему Екатерина ІІ назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева»?
В качестве Домашнего задания предлагаем заочное «Путешествие из Петербурга в Москву в 2006 году».
1. Определить маршрут .
2. Отметить, какие объекты встречаются на пути .
3. Подумать, с какими людьми можно столкнуться во время пути, чем они заняты, как выглядят, какие чувства вызывают.
4. Какие жизненные ситуации могут встретиться нынешнему путешественнику? Что они расскажут о современности?