Главный протест против угнетения человека человеком

Урок с элементами театрализации

Публикуем одну из первых работ, пришедших на наш конкурс «Как я преподаю трудную тему». Отрадно, что она посвящена Радищеву, разработок по которому в последнее время почти не появляется. Таким образом мы продолжаем разговор, начатый об этом «непрочитанном» писателе в № 16.

Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» сложна для ребят. Поэтому я стараюсь внести в урок элемент театральной игры.

Кабинет готовлю к уроку следующим образом. Слева на съемном стенде помещен портрет

Радищева, иллюстрации к книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Перед стендом стол со свечами, над которым возвышаются весы: на одной их чаше — папка с надписью «Закон милосердия», на другой — «Закон справедливости».

На доске записана тема урока, несколько строк из оды «Вольность», высказывания о писателе: «Сознательный и непреклонный враг тирании и эксплуатации» , «Бунтовщик хуже Пугачева» .

Справа от доски, вверху, на бечевке, как бы отделяющей от класса «сцену», вывешена карта «Российская империя во второй половине XVIII века» с обозначениями маршрутов путешествия

Екатерины ІІ в Новороссию и Крым и «Путешествия из Петербурга в Москву».

Оставшееся пространство справа и под «портретом» закрывается присборенной портьерой. Парты расставлены в два ряда, образуя единственный проход посередине. Он станет местом сценических действий.

На краю парт стоят столбики — указатели населенных пунктов, которые называет Радищев в своей книге.

В начале урока звучит музыка . За стол садится «сын» Радищева Павел Александрович. Он берет перо, начинает «писать» биографию отца .

После этого учитель рассказывает историю создания «Путешествия…» и предлагает ребятам отправиться в путь вслед за автором. Теперь участники представления разыгрывают заранее подготовленные инсценировки глав «А. М. К.», «Выезд», «София», «Любани», «Чудово», «Спасская Полесть», «Зайцово», «Хотилов», «Медное», «Тверь», «Городня», «Пешки» .

Затем «собираем» из этих «кусочков» сюжет, прослеживаем его развитие. Учащимся предлагается записать ключевые слова, определяющие идею каждой главы. В результате этой работы на доске и в тетрадях появляется такая последовательность.

«София» — хамство, обман, чинопочитание.

«Любани» — трудолюбивый крестьянин, не верящий в закон.

«Чудово» — бездушие чиновников.

«Спасская Полесть» — казнокрадство, использование служебного положения.

«Сон» — кто виноват? Царь знает, но не хочет видеть, ибо сам в крови.

«Зайцово» — крестьяне убили помещика, и убийство это выглядит как оправданное.

«Хотилов» — крестьян нужно освободить.

«Медное» — крестьяне продаются подобно вещи.

«Тверь» — ода «Вольность». Самодержавие нужно свергнуть вооруженной борьбой народа.

«Городня» — рекрутские наборы, хотя иные крестьяне способнее помещиков.

«Пешки» — положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может.

После анализа глав учитель просит определить тему и идею произведения, сопоставить их с эпиграфом к книге. Для этого нужно определить отношение автора к крепостному праву, к самодержавию, пути достижения цели и представление о будущем обществе. При затруднении в последнем пункте можно предложить посмотреть оглавление книги и определить, в какой главе, судя по названию, может скрываться ответ на вопрос.

Учащиеся обнаруживают логическую линию: Новгород — феодальная республика — республика как форма правления.

Затем внимание учащихся обращается к высказываниям Ленина и Екатерины ІІ. С каким из них они согласились бы сами? Почему Екатерина ІІ назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева»?

В качестве Домашнего задания предлагаем заочное «Путешествие из Петербурга в Москву в 2006 году».

1. Определить маршрут .

2. Отметить, какие объекты встречаются на пути .

3. Подумать, с какими людьми можно столкнуться во время пути, чем они заняты, как выглядят, какие чувства вызывают.

4. Какие жизненные ситуации могут встретиться нынешнему путешественнику? Что они расскажут о современности?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Главный протест против угнетения человека человеком