Смешное и грустное в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Почему дети так любят слушать сказки? Потому что они просты и понятны, в них, как правило, немного действующих лиц и несложный сюжет. И практически всегда сказки вызывают улыбку. Но древняя поговорка гласит: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок!» То есть каждая народная история создавалась когда-то не только для развлечения детей, но и для их поучения.
Сказки Салтыкова-Щедрина написаны совсем не для детей. За образами зайцев, медведей, лошадей и карасей скрываются типичные образы современных писателю чиновников,
Народное творчество и произведения Щедрина объединяет юмор, простой сюжет, насмешливый сарказм и горькая ирония. Жанр сказки позволял писателю преодолевать цензуру и доносить свои мысли до читателя, развивая тем самым революционную деятельность. Всего Салтыковым-Щедриным было создано более 30 сказок, и подавляющее большинство из них — в 80-е годы 19 века. Именно в это время усилилась цензура, был закрыт журнал «Отечественные записки», во главе которого писатель
Но он не побоялся реакционного правления и нашел способ выражать свое мнение, несмотря ни на что. Потому в сказках Щедрина есть и смешное, и грустное. Смешное скрывало за собой нерадостную действительность, но позволяло замаскировать правду в оболочку простоты и юмора. В этом заключалось мастерство писателя — с улыбкой говорить о грустном, заставляя задумываться о пороках общества. Через все творчество Щедрина проходят три основные темы: народ и самодержавное государство; народ и помещики; народ и дворянская интеллигенция.
Эти же темы являются основными темами и его сказок, которые были своеобразным итогом всего художественного пути писателя. Беспощадному обличению подверг Щедрин царских чиновников в «Сказке о ретивом начальнике…». В ней писатель рисует тип бюрократа, очень ограниченного и тупого, но до крайности самоуверенного. Вся деятельность этого самодура свелась к тому, что он «народное продовольствие — прекратил, народное здравие — упразднил, письмена — сжег и пепел на ветру развеял». Чтобы еще более «отечество подкузьмить», начальник и окружающие его «мерзавцы» поступают по созданной ими программе: «Чтобы мы, мерзавцы, говорили, а прочие чтобы молчали…
Чтобы нам, мерзавцам, жить было повадно, а прочим всем чтоб ни дна, ни покрышки не было. Чтобы нас, мерзавцев, содержали в холе и в неженье, а прочих всех — в кандалах». Эта созданная программа правдиво отражала современную писателю действительность, когда подлинные, а не сказочные «ретивые начальники» действовали по правилу: «Чем больше начальник вреда делает, тем больше отечеству пользы приносит. Науки упраздняет — польза, город спалит — польза, население испугает — еще больше пользы».
Смешно здесь то, что чиновники сами осознают себя «мерзавцами», принимая глупые, антинародные программы. Власть настолько извратила их, что они забыли, для какой цели занимают должности, а думают только о том, как бы им лучше жилось, а народу — хуже. Этот вывод вызывает не только грустную усмешку, но и отвращение к подобным бюрократам, которых, к сожалению, можно встретить и в наше время.
Большая группа сказок посвящена теме народа и помещиков. Эта проблема была главной в первой сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», написанной в 1869 году. В произведении изображены два генерала. Всю жизнь они служили в «какой-то регистратуре». Генералы настолько глупы и невежественны, что не знают, где восток и где запад, и думают, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».
Попав на необитаемый остров, они с удивлением узнают, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет»! Всю жизнь генералы провели за чтением и писанием никому не нужных канцелярских бумаг. Больше они ничего делать не умеют и не хотят уметь. Ведь есть мужик, который все для них сделает.
После долгих поисков генералы находят такого мужика. Народ, говорит в сказке сатирик, создает все блага жизни, но все эти блага достаются помещикам. Генералы в сказке — это мир угнетателей, мужик — крестьянство и его судьба. Угнетатели до смешного тупы и ленивы, жадны и злы, неблагодарны и трусливы. Народ до грусти бескорыстен и добр, находчив и трудолюбив, отзывчив и смел.
На наглость и жестокость генералов он отвечает не возмущением и протестом, а терпением и покорностью. С горечью и болью говорил Щедрин о том, что по приказу угнетателей мужик свил веревку и «этой веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег». Утрировав реальность и придав ей гротескные формы, писатель призывал народ к революции, к протесту против наглых и самодовольных помещиков.
Образы, созданные Щедриным, отличаются необыкновенной жизненностью. С момента написания его сказок прошло почти полтора столетия, но проблемы, поднятые в них, продолжают оставаться актуальными до сих пор.