Новозаветная история в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Честь, совесть и пошлость… Ложь, предательство и чистая невинность… Именно эти понятия занимают все мысли, именно над этим задумываешься, ко гда читаешь роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Эти понятия вечны.

Они актуальны в любое время, независимо от моды или от века, как сама жизнь. В каждом человеке есть что-то хорошее, доброе, и это хорошее и есть Бог, который обязательно существует в душе каждого независимо от того, верующий он или нет. Роман «Мастер и Маргарита» — это, в моем понимании, отражение нашей жизни, в которой

сплетены вера и неверие, добро и зло, борьба между такими библейскими понятиями, как свет и тьма, хорошее и плохое.

Булгаков в романе показал свое восприятие новозаветной истории, применив ее понятия, ее суть к современности, к тем годам, в которых он жил. По моему мнению, стержнем всего романа, одним из главных его направлений является проблема вины и расплаты за вину. Эта проблема стоит перед каждым персонажем книги, как и перед каждым человеком, а найти ответы, решения этой проблемы можно опять же в романе, в его новозаветной части. Но в мире созданного Булгаковым романа не существуют карающей силы: расплата за вину

заключена в самой вине. Вина и расплата совместимы.

Это очень хорошо видно на примере великого прокуратора Иудеи. Образ Понтия Пилата сложен, он видоизменяется на протяжении всего романа. Иешуа предстает перед Понтием Пилатом, олицетворяющим римское право в Иудее. Но правитель Иудеи болен и слаб.

Он скорее пленник, чем хозяин во дворце Ирода. Болезнь его — символ душевной целеустремленности, бедности, тревоги. В то утро, когда Пилату предстоит встреча с Иешуа, он страдает от приступа «непобедимой ужасной болезни, от которой нет средств, нет никакого спасения».

Страда ния сделали Пилата открытым к восприятию великого духовного события, каким станет для него встреча с Иешуа. В течение допроса происходят возможные для прокуратора события: соотношение судьи и обвиняемого нарушаются, они как бы меняются местами. Но Иешуа не судит Пилата, а как «великий врач», стремится избавить его от физических страданий, принести ему душевное исцеление.

И впервые Пилат столкнулся с недоступной его пониманию нравственной силой. Его жизненный опыт и мировоззрение сопротивляются речам доброго «философа» — и все же Пилат незаметно для себя меняется. Меняется его духовный облик, перед Понтием Пилатом возникает выбор: либо прокуратор спасет обвиняемого, нарушив закон и свои обязанности, либо отправит на крест «ни в чем не повинного безумного мечтателя и врача».

В дальнейшем Пилат уступит первосвященнику и согласится отпустить «жалкого разбойника» Варравана, предав казни Иешуа. И тоже неотвратимо, как распятие Иешуа, пришло «бессмертие» для Пилата, расплата за вину. В «ненавистное бессмертие» он унесет свою тоску от сознания того, что «он чего-то недоговорил с осужденным, а может быть, чего-то недослушал».

Пилат Булгакова и в «бессмертном» жаждет продолжения диалога с Иешуа. И в том счастливом сновидении, которое подтвердило, что «казни не было», он и Иешуа спорят о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не может «победить другого». Освобожденный Мастером Пилат стремительно бежит по лунной дороге к тому, кто ждет его.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Новозаветная история в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»