Литературная дуэль

«По причинам, понятным мне и неважным для читателя», мне всегда достаются при распределении нагрузки классы «Г», «Д», «Е», «Ж» — то, что осталось после «естественного отбора» в «А» и «Б» . Какие в связи с этим проблемы? — Чтение. Незнание текстов. Нежелание, неумение, вообще отсутствие привычки брать книгу в руки.

Все в компьютере сидят, готовые рефераты на любую тему качают. А может, думаю, они не виноваты; Гуттенбергов пресс, сделавший бесценную книгу доступной массам, повернул эволюцию человечества

не в ту сторону — и вот теперь мы собираем «плоды просвещения». А уж как аукнется и откликнется изобретение Интернета — это вообще «нам не дано предугадать».

Говорю детям:

— Может, прав был Фамусов: взять все книги бы да сжечь?

Так радикально решить вопрос учащиеся пока не отваживаются, но — робко:

— Сейчас другое время, никому не хочется сидеть «у тусклой лампы допоздна», темп жизни другой… масса информации со всех сторон поступает…

«Нда, — думаю, — не чувствуют они запаха страниц…»

— Да и правда, ребята, наверное, в XXI веке книги мало кому нужны, сложим наиболее

ценные экземпляры в музей — может, какой-нибудь чудак захочет полистать… А когда-то мы считались самой читающей нацией…

Не ожидавшие, что я так скоро соглашусь, появляются оппоненты, которым «за державу обидно», ищут аргументы в защиту старого способа чтения.

Так у нас рождается идея провести что-то вроде диспута «Книга: за и против» .

Над формой долго не мудрствовали — телевизор предлагает множество вариантов соревновательной игры. Нам подошел КВН, но название, конечно, придумали ласкающее слух словесника: «Литературная дуэль «За честь и достоинство книги. Pro и contra»» . Разделились на две команды по пять человек плюс капитаны.

В течение недели «Аристократы» и «Нигилисты» готовились: сочиняли приветствие, подбирали вопросы для разминки, инсценировали отрывки пьес Островского, писали «Путевые заметки» и заключительное «Слово о книге» — в соответствии с позицией своей команды.

В назначенный день пригласили гостей . Выбрали жюри — секундантов из круга приглашенных, и — «противники сошлись».

Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит выступить свидетелями и секундантами интеллектуального поединка двух команд. Это «Аристократы» , защищающие культурное наследие прошлого, художественные традиции и нравственные принципы предшествующих поколений, и «Нигилисты» , выступающие сторонниками отказа от груза прошлого, от преклонения перед авторитетами и нормами. Болельщики будут поддерживать ту команду, взгляды которой они разделяют . Секунданты рассудят, чьи аргументы окажутся более убедительными.

Оружие: знание литературных произведений, умение стилизовать свой текст, доказывать свою точку зрения, выслушивать оппонента.

Начинаем с Приветствия противников. Вот что нам удалось придумать .

Нигилисты:

Мы приветствуем вас в этой книжной дуэли! Мы готовы, взгляните на нас! Вы не с нами ль сегодня сразиться хотели?

Нигилисты — вперед! Суперкласс! Славьте нас! Мы великим не чета! Мы над всем, что сделано, ставим Nihil!

Никогда Ничего Не хотим читать! Книги? Что — книги?

Аристократы:

Вам наш привет, строптивые друзья! Дуэльный вызов нам дошел до слуха. Традиций верность мы храним не зря, Готовы в бой аристократы духа! Мы защитим творения веков И не потерпим вражеской интриги!

В защиту книги каждый встать готов. За честь — всегда! Пусть нас рассудят книги!

Жюри оценивает итоги первого «выстрела», а команды тем временем в качестве разминки задают приготовленные дома Вопросы по литературе XIX века. Примеров приводить не буду, их в любом классе найдут сколько угодно, обозначу лишь характер вопросов.

Узнать героя:

А) по портрету ;

Б) по интерьеру его жилища, не только сразу узнаваемые усадьбы гоголевских помещиков, но, может быть, и Лысые Горы или Отрадное из «Войны и мира», или Обломовка, или поместье Кирсановых, или комната Раскольникова;

В) по предметам, ему принадлежащим . Надо назвать произведение, его автора и героя, которому данный предмет принадлежит.

Жюри подводит итог второго раунда, затем команды удаляются, чтобы подготовиться к Инсценировке, тем временем подходит Дуэль капитанов.

— Сходитесь, господа!

1. Знаете ли вы литературную критику XIX века?

— » Мильон терзаний».

— «Луч света в темном царстве».

— «Русский человек на rendez-vous».

2. Кто из отцов давал своим сыновьям такие заветы?

— «Береги честь смолоду»;

— «Копи копейку»;

— «Угождать всем людям без изъятья».

3. По отношению к книгам узнайте героя .

Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все…

Уж коли зло пресечь, Забрать все книги бы да сжечь.

…в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, их почитал пустой игрушкой…

Затем капитаны обмениваются заранее подготовленными Вопросами На знание «энциклопедии русской жизни» .

После этого команды вывешивают заранее нарисованные Афиши и представляют свои Инсценировки.

«Аристократы» подготовили отрывок из комедии А. Островского «Свои люди — сочтемся», взяли напрокат настоящие костюмы и постарались сыграть в духе Малого театра.

«Нигилисты» взялись показать финал «Бесприданницы», превратив его в комедию абсурда, где на помощь слабовольному Карандышеву приходит Раскольников, но Лариса сама бросается в Волгу — падает со стула со словами: «Почему люди не летают, как птицы?»

Далее противники обменялись Дружескими посланиями «Из Петербурга в Москву» . Вот что сумели сочинить мои «Аристократы» из 10-го «Ж».

Путевые заметки

Милостивый государь N!

Спешу поведать вам о своем пребывании в светлейшем граде Санкт-Петербурге. Этот вояж оставил в моем сердце впечатление наиприятнейшее и незабываемое. Если вы, мой дpyг, желаете посетить сей град Петров, особо хочу обратить внимание ваше на Дворцовую набережную.

Отсюда сможете вы наблюдать зримую со всех концов города и представляющую средоточие всех улиц иглу Адмиралтейскую. Великолепно и здание биржи, являющее для пребывающих со всех сторон света кораблей врата великого града сего. Не зря пиит наш Пушкин восклицал: «Все флаги в гости будут к нам!»

Немалое любопытство вызывает коллекция диковин, собранная в Кунсткамере. А великолепие дворцов! А величие соборов! Непередаваемая феерия красок, создаваемая игрой водяных струй пeтергофских фонтанов!

А грация и благородство античных скульптур в Летнем саду в июньские ночи, когда «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»!

Словом, мой друг, восторг сердца и воспарение души! Искренне рад за тебя, коли предстоит тебе увидеть сии красоты.

Искренне твой граф В.

А вот послание… «Нигилистов» .

Здравствуй, приятель!

Пишу тебе из Петербурга, куда приехал на днях по делам служебным. Остановился в недурной гостинице «Октябрьская» на пересечении Лиговки с Невским. Окна моей каморки выходят прямо на площадь Московского вокзала, где вечно стоит толкотня и суета, толпится приезжающая публика и шумят составы.

Погода мне здесь не климатит. Настроение портится от высокой влажности, промозглости.

Посетил местные питейные заведения, коих здесь в достатке. Кормят паршиво. Народ здешний заносчивый и высокомерный. Из достопримечательностей посетил Кунсткамеру, есть экспонаты, достойные внимания. Зашел было в Эрмитаж и чуть не умер от скуки и усталости.

Местная архитектура утомляет своей прямолинейностью и напыщенностью.

Надеюсь, недолго пробуду здесь. Если будешь в этих краях, не рассчитывай увидеть что-нибудь выдающееся, разве что пиво «Балтика» местного разлива стоит попробовать.

Ну, будь здоров, скоро свидимся.

Пока.

В заключение капитаны произносят Речь о книге.

Аристократы.

О книга, как много в этом слове «для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось»!

В современном мире высоких скоростей все большее значение приобретают высокотехнологичные носители информации — но это просто информация, спрессованная в биты. Конечно, современные носители вмещают в себя такой объем информации на 1 см2, что книга вместить не способна и на 1 тонну веса. Но… исследуя корни русского языка, мы можем утверждать, что вместить все обороты речи, всю кpacoту русского слова на биты просто нереально и, наконец, преступно. Техника стремится к языку символов.

Как можно забыть Пушкина, Лермонтова, Толстого?! Компьютер может все озвучить и преподать голосом машины, а читая, человек может себе представлять образы героев. И только тогда, когда мы сдуваем пыль с фолиантов, открываем обложку, в уме оживают голоса Пушкина, Лермонтова.

Мы не против прогресса, мы не против технологии обучения. Нет, но книга, печатное слово, всегда на земле Русской останется проводником добра, ума и чести. Русский первопечатник Федоров не зря положил свой ум и труд на алтарь книгопечатания.

И еще: если хочешь погубить дерево — подруби ему корни, хочешь погубить народ — запрети читать… Книга помогает сохранить «великий и могучий, правдивый и свободный русский язык». А язык — это душа народа, душа нации.

Весь мир знает великую русскую культуру, Толстой, Достоевский, Чехов переведены на все культурные языки. Без них мы перестанем быть русскими!

Нигилисты.

«Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли.

Мир без книги — мир дикарей» — это высказывание активного деятеля революционного движения 70-х годов XIX века и ученого Николая Александровича Морозова.

Мы, нигилисты, отрицаем данную точку зрения, так как считаем, что книга не может преобразовывать мир, ведь помимо мудрости и опыта она содержит в себе множество предрассудков и стереотипов общества. Книги хранят в себе великие ошибки и заблуждения, тормозя тем самым движение человечества к светлому будущему.

В современном мире на смену книгам пришли такие прогрессивные средства массовой информации, как телевидение и Интернет. Не стоит забывать, что во все времена книгоиздательское дело было неразрывно связано с цензурой. Книги тем самым превращались из «кладовых знаний» в средство массовой пропаганды.

Напротив, Интернет позволяет получить информацию «без купюр», а также свежую и актуальную здесь и сейчас.

Поэтому мы считаем, что мир без книг — это отнюдь не «мир дикарей», а мир современных передовых людей, где книге не место!

И опять я боялась, что выступление противников книги окажется более ярким и созвучным настроению зрителей. Но я ошиблась! Не только присутствующие учителя, которым было предложено принять участие в диспуте, но и учащиеся с таким жаром бросились защищать книгу, что культурное мероприятие грозило превратиться в новгородское вече.

Ну и хорошо.

Я сама не очень верю, что в споре рождается истина, и не очень люблю всякие соревнования. Но в данном случае, мне кажется, положительный результат достигнут — ведь и «Аристократы», и «Нигилисты» вынуждены были хорошенько пошелестеть страницами во время подготовки, и я видела, что они делали это с удовольствием. Думаю, что эта форма «Литературной дуэли» может быть использована и вами, коллеги, на уроках обобщения и закрепления материала по самым разным темам.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Литературная дуэль