Мотивы лирики В. В. Маяковского
В. В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта. Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный и послереволюционный . Все дореволюционное творчество поэта связано с эстетикой футуризма, провозгласившего новый подход к искусству и поэзии.
В «Манифесте» футуристов провозглашались следующие принципы творчества: отказ от старых правил,
В целом поэт любит город, признает его научно-технические достижения, но порой город пугает поэта, вызывая в его воображении страшные образы. Так, уже одно название стихотворения
Поэт описывает ночной город как художник, выбирая интересные метафоры, необычные сравнения, добавляя яркие краски . Мы даже не сразу донимаем, что перед нами изображение дома с зажженными окнами, уличных фонарей, освещающих дорогу, ночной неоновой рекламы: Багровый и белый отброшен и скомкан, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладоням сбежавшихся окон Раздали горящие желтые карты. Город у Маяковского то шипящий и звенящий, как в стихотворении «Шумики, шумы, шумищи», то загадочный и романтичный, как в стихотворении «А вы могли бы?»: На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ, А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? С темой города перекликается и даже вытекает из нее тема одиночества.
Лирический герой ранней лирики Маяковского одинок в этом городе, его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают . В стихотворении «Дешевая распродажа» поэт говорит, что готов отдать все на свете за «единственное слово, ласковое, человечье». Чем же вызвано такое трагическое мироощущение? Неразделенной любовью. В стихотворении «Лиличка » и поэме «Облако в штанах» мотив неразделенной любви является ведущим. . В этих произведениях лирический герой предстает нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а «облаком в штанах». Но его отвергают, и он превращается в проснувшийся вулкан.
В поэме «Облако в штанах» показано превращение громады-любви в громаду-ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика «долой»: Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваше государство! Долой вашу религию!
Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью к тому миру и тому строю, где все покупается и продается. Поэтому главной темой таких стихотворений, как «Нате!», «Вам!», является тема отрицания буржуазного образа жизни. Маяковский издевается над сытой публикой, пришедшей ради забавы послушать стихи модного поэта: Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир… Поэт презирает толпу, которая ничего не понимает в поэзии, которая «на бабочку поэтичного сердца» взгромоздится в «калошах и без калош». Но в ответ на это сытое равнодушие герой готов плюнуть в толпу, оскорбить ее, чтобы выразить свое презрение.
В послереволюционный период в творчестве Маяковского появляются новые темы: революционная, гражданско-патриотическая, антимещанская. Поэт всем сердцем принял революцию, он надеялся на изменение этого мира к лучшему, поэтому много работал в окнах РОСТА, агитируя за революцию. Он создает множество агитационных плакатов, попросту говоря, рекламы: Пролетарка, пролетарий, Заходите в планетарий. Многие стихи этого периода посвящены антибуржуазной и антибюрократической темам. В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский высмеивает всевозможные бюрократические учреждения , появившиеся, как грибы после дождя, в первые годы Советской власти.
А в стихотворении «О дряни» маленькая канарейка становится символом нового советского мещанства, и рождается призыв: «головы канарейкам сверните — чтоб коммунизм канарейками не был побит!» В «Стихах о советском паспорте» автор затрагивает сразу две темы: антибюрократическую и патриотическую. Но главной темой этого стихотворения, бесспорно, является патриотическая тема. Лирический герой горд за свою страну, проводящую невиданный эксперимент, строящую новое общество: Читайте, завидуйте! Я — гражданин Советского Союза! К патриотической лирике можно также отнести такие стихи, как «Товарищу Нетте, человеку и пароходу», «Рассказ товарища Хренова…».
Последнее стихотворение является гимном рабочему человеку: Я знаю — город будет, Я верю — саду цвесть, Когда такие люди В Стране Советской есть. Важное место в послереволюционном творчестве поэта занимает тема поэта и назначения поэзии, затронутая в таких произведениях, как «Поэт-рабочий», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Юбилейное», вступление к поэме «Во весь голос». Маяковский дает оценку своему творчеству, называя себя поэтом-горланом , пишет, что работа поэта трудна, что «поэзия — та же добыча радия», и труд поэта родствен любому другому труду. Поэзия — это «острое и грозное оружие».
Она способна агитировать, поднимать на борьбу, заставлять трудиться. Но такая позиция поэта-главаря зачастую мешала поэту-лирику. Маяковский часто должен был «наступать на горло собственной песне», и дар тонкого поэта-лирика все реже и реже звучал в его творчестве . Все творчество поэта Маяковского было посвящено одной цели: служению людям.
Именно любовь к людям называет поэт движущей силой своего творчества , поэтому поэт уверен, что «мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо…».