Мой Достоевский

Творчество каждого писателя, поэта во многом определяется его судь&;;;#22;бой. У Федора Михайловича Достоевского была очень сложная жизнь. Тяжелый характер отца, смерть матери, когда Федору было всего шестнадцать лет, арест и приговор к расстрелу, помилование, ссылка в Омский острог, потом солдатчина в Семипалатинске, смерть горячо любимого брата — все это не могло не повлиять на формирование взглядов писателя. «Сибирские повести», «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Записки из мертвого дома», «Идиот»…

Каждое из произведений Достоевского несет на себе отпечаток его жизни.

Но. для меня Достоевский — это прежде всего «Преступление и наказание». Странный, необычный сюжет, загадки, намеки и сочетание реальности с миром греха и фантазий… Наверное, наиболее интересен для меня образ главного героя.

Яркая, неординарная личность, в которой сосуществуют любовь и ненависть, добро и зло. Раскольников борется за свою идею, не может смириться с жизнью, калечащей тех, кого он любит. Нищета, безысходность, скука, нелепость бытия заставляют его задуматься о преступлении: «Давным-давно как зародилась в нем вся

эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась, и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения…» Весь роман соткан из противоречий: ложь и истина, теория и жизнь, смерть и возрождение, власть и бесправие, грех и праведность, преступление и наказание.

Читая «Преступление и наказание», погружаешься в мир переживаний, мыслей и чувств героя. Создается странное ощущение нереальности происходящего. Время словно исчезает, оставляя в душе пустоту. Свою теорию Раскольников изложил в статье «О преступлении»: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших , то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…

Первые сохраняют мир и преумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать… Все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками…» В три последние перед преступлением дня в душе Раскольникова происходит ожесточенная борьба: между идеей и совестью. Полуобморочное состояние героя передается читателю. Словно находишься на грани жизни и смерти; действительность, реальность отодвигаются, невольно заражаешься тем психозом, который владеет героем.

Дальнейшие действия происходят словно во сне. Мысли путаются с видениями, так же, как и в голове Раскольникова. Невольно следишь за тем, что будет дальше, затаив дыхание.

Такое сопереживание герою и даже соучастие читателя в совершении страшного, бесчеловечного и кровавого преступления свидетельствуют о высочайшем мастерстве писателя, о знании человеческой души в самых страшных ее проявлениях. Достоевский показывает психологическое состояние своего героя перед преступлением, а также шаг за шагом следит за тем, как чудовищный, первоначально фантастический план воплощается в реальность, в действие, в поступок. Последними шагами на пути к преступлению бывшего студента Раскольникова, «задушенного бедностью», стали история Сони, рассказанная «пьяненьким» Мармеладовым в трактире; письмо матери о Дунечке, сестре, «всходящей на Голгофу»; встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. Раскольников отделяется, преступает вечные нравственные законы. Убийство старухи — единственный, решающий, первый и последний эксперимент, сразу все разъясняющий: «Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства…» И далее весь роман — путь от идеи.

Наказание Раскольникова — в неспособности подтвердить идею, в невозможности быть верным своему идеалу. Он наказан. Но в этом, по мысли, автора, и его спасение.

Если бы вынес муки совести, не сознался, не донес на себя , кем бы оказался Раскольников? Подобным Лужину и Свидригайлову? И признание Раскольникова, как он думает, есть признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества . Когда он идет на перекресток и целует землю, которую своим преступлением осквернил, вновь посещает его «цельное, новое, полное ощущение»: «…каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего.

Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю… Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грешную землю с наслаждением и счастием…» И будто видишь, как перерождается душа героя, отступает мука, болезнь, сумасшествие, добро торжествует над злом.

В Раскольникове побеждает его человеческое начало, его бесчеловечная, рассудочная теория терпит крах. Ф. М. Достоевский — очень сложный писатель. Чтобы до конца понять, осмыслить его произведения, надо не просто прочитать , но вжиться в образы, поставить себя на место героев, проникнуться их переживаниями. Герой Достоевского — прежде всего личность, индивидуалист, живущий в своем мире.

Может быть, именно это и привлекает: своеобразное, необычное восприятие жизни, непонятость и одиночество.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мой Достоевский