Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова
Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова …что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Г. Белинский. Поэма Лермонтова «Мцыри» — произведение романтическое. В ней автор обращается к необычному герою с трагической судьбой, существующему в непривычной обстановке. Что заставило Лермонтова придумать именно такой сюжет для своей поэмы?
Думаю, писатель, не видя вокруг себя сильных личностей, разочаровавшись в окружающей реальности, пытался найти свой идеал в экзотической стране и необычных героях. Он
Он попал в этот монастырь не по своей воле — его, пленного мальчика, оставил здесь русский генерал. Уже тогда Мцыри отличался странным нравом — он был «пуглив и дик», кроме того, очень слаб физически. Однако у этого мальчика была огромная сила духа и чувство внутреннего достоинства: …даже слабый стон Из детских губ не вылетал, Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо
Однако он не был счастлив там ни минуты — всей душой Мцыри рвался домой, «на восток», в страну предков. Поэтому монастырские стены с самого детства герой воспринимал как стены тюрьмы, как преграду, которая мешает исполнению его мечты. И вот однажды юноша исчез из монастыря. А через три дня его нашли около монастырских стен, истощенного, раненого, больного.
Выздоровление не приходило к герою — казалось, будто он после возвращения потерял что-то важное и ему остается лишь одно — умереть. Чувствуя это, Мцыри исповедуется своему наставнику. Исповедь героя открывает нам его внутренний мир, помогает понять загадочный характер и смысл жизни этого человека.
Дитя гор, Мцыри страстно мечтал о жизни, «полной тревог». В ней он видел воплощение своего идеала — свободы, слияния с природой, постоянного испытания собственных сил и возможностей: В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. И Мцыри решился исполнить свою мечту — «Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной». Герой стремился попасть к себе на родину, чтобы больше не быть «рабом и сиротой», а стать полноценным человеком, имеющим собственное имя и свои корни. Он признается, что три дня вне стен монастыря стали для него лучшими днями жизни: … и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.
Герой понял, что значит быть свободным и рассчитывать лишь на собственные силы. На воле он почувствовал себя частью природа, частью огромного мира, который не проникал за стены монастыря: «И было сердцу моему Легко, не знаю почему». В общении с природой Мцыри начал вспоминать обретать себя — вспоминать свое прошлое, из раба превращаться в свободного человека. И каждый шаг, каждый миг трех вольных дней все больше погружали героя в настоящую жизнь, делали ему все более счастливым.
Пусть не всегда столкновения с жизнью приносили Мцыри только радость. Так, при встрече с прекрасной грузинкой Мцыри испытал восторг, восхищение, бурю страстей в своей душе. Однако все это прошло и сменилось горечью разочарования, как только молодая девушка захлопнула дверь своего дома: «Тебе, я знаю, не понять Мою тоску, мою печаль…» Но и эти чувства очень дороги сердцу Мцыри, потому что они искренние, настоящие, «живые»: «Воспоминанья тех минут Во мне, со мной пускай умрут». Путь Мцыри был суров и труден — его ожидали муки усталости, голода, отчаянья. Но герой был готов скорее умереть, чем сдаться, попросить помощи у людей.
Сила его характера и желание достичь своей цели не знала границ. Именно эта внутренняя мощь помогла Мцыри победить «могучего барса». Истощенный человек вступил в бой с сытым и сильным животным.
Мучителен был их поединок: И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом… Однако в момент боя в юноше говорила кровь его предков — бесстрашных бойцов. Он почувствовал в себе огромные силы, которые и помогли Мцыри победить барса: Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов. Однако «пробуждение» героя оказалось временным.
Яд рабства, бессилия, заложенный в нем в монастыре, оказался сильнее: «На мне печать свою тюрьма Оставила…» И вот, после странствий, он опять, неожиданно для себя, возвратился к стенам монастыря — своей тюрьмы, но и своего дома. Мцыри остается лишь одно — умереть с мыслями о родной земле, о той вольной жизни, которая могла бы стать его судьбой. На прощание герой просит монаха похоронить его во дворе монастыря, там, откуда будет виден его родной Кавказ. Сам Лермонтов, на мой взгляд, восхищается своим героем, любуется его сильным характером, стойкой натурой, независимым и гордым нравом.
Точно так же, как и критик В. Г. Белинский, писавший о Мцыри: «…что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!». Лермонтов в полной мере сочувствует своему персонажу, которому не суждено было попасть домой. Однако, говорит автор, дух рабства неистребим в человеке, он делает слабыми даже самых сильных людей, подтачивает их изнутри.
Характер Мцыри — отклик Лермонтова на современное ему положение вещей, на ту атмосферу подавления вольной мысли, страха и регресса, что царила в обществе. На примере своего героя поэт показал, с одной стороны, свой идеал человека-бойца, а с другой — то, к чему может привести существующий порядок вещей — к гибели общества.