Конспект урока чтения в 8 классе Тема : К. Г. Паустовский «Телеграмма»

Специальное образовательное

Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная общеобразовательная школа №13 VIII вида » г. Оренбург.

Конспект урока чтения в 8 классе

К. Г. Паустовский «Телеграмма»

Подготовила

Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории,

«Почетный работник общего образования «

Кондрашева Наталья Константиновна.

2014 год

Тема: К. Г. Паустовский «Телеграмма».

Урок — размышление » Пока не стало поздно»

Цель

: проанализировать содержание рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма».

Задачи:

О Бразовательные :

Обобщить знания учащихся по творчеству К. Г. Паустовского;

Познакомить учащихся с композицией рассказа, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского;

Способствовать формированию умения выразительно читать текст, анализировать его содержание, давать характеристику героев, определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и рассуждать.

2 . К Оррекционно — развивающие :

Способствовать активизации когнитивных процессов: зрительной и слуховой памяти; мыслительных

навыков на основе операций анализа, синтеза, сравнения; повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений; способствовать обогащению, активизации словарного запаса.

В Оспитательные :

Воспитывать у учащихся мотивацию в обучении, гражданскую позицию, любовь и интерес к творчеству К. Г. Паустовского.

.

Оборудование; презентация, тесты для учащихся, учебник.

Ход урока

Организационный момент.

Доброе Утро, ребята! Я рада нашей встрече.

Вы волнуетесь? И я волнуюсь. Тогда начнем урок с психологической поддержки.

Возьмитесь за руки и повторяйте за мной :

Мы — внимательные.

Мы — старательные.

Мы — хорошо учимся.

У нас все получится!

— Что вы ждете от сегодняшнего урока?

— Пусть наш урок творчества и сотрудничества принесет нам радость общения.

Сегодня мы построим урок по такому плану:

Продолжаем знакомство с творчеством писателя.

Проведем небольшое исследование.

Узнаем новое.

Поработаем творчески.

Проверка домашнего задания.

Если вы прочтете буквы, то назовете фамилию писателя.

1П2А3У4С5Т6О7В8С9К1И2Й

Какое задание получили?

Контроль знаний.

1 вариант.

1.Детские и школьные годы писателя.

2. Когда и где родился К. Паустовский?

3. Какая была семья?

4. Где учился К. Г. Паустовский?

5. С какого возраста он стал зарабатывать на жизнь?

6. Когда Паустовский написал свой первый рассказ?

7. Назовите название журнала, в котором напечатан первый рассказ?

8. Где продолжил учебу?

9.Кем пришлось работать писателю?

2 вариант. Литературное творчество.

Где застала революция Паустовского?

Кем он начал работать?

Назови книгу, которая принесла известность писателю.

Кем он был в годы войны?

Назови вторую родину К. Паустовского.

Что он понял именно там?

Как создавались его рассказы?

Итог домашнего задания.

Читая произведения К. Паустовского, в его лице вы приобретете мудрого друга, собеседника, общение с которым — праздник души.

Актуализация знаний.

А) Дыхательная гимнастика.

Б)Тренировочные упражнения.

— Поставьте ударение: тесовые

— Подберите синонимы: дряхлая……,ридикюль…., безмолвие….

-Объясните пословицу:

Материно сердце в детях, а детское в камне.

III. Работа над новым материалом.

Сегодня нас вновь ждет встреча с Константином Паустовским. Я не могу не удержаться, чтобы не показать книгу писателя, из которой авторы учебника взяли новый рассказ. Вот она.

Паустовский написал много рассказов. повестей, которые могли произойти с каждым из вас.

Я приглашаю вас на урок — размышление » Пока не стало поздно. » по рассказу К. Паустовского.

— О каких людях писал Паустовский?

— В чем же дело?

Может быть в необыкновенной любви к людям? А может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить, познакомившись с новым рассказом.

Ваша задача: внимательно послушайте и озаглавьте рассказ.

Первичное чтение. . Чтение идет под спокойную мелодию.

Осеннюю зарисовку пейзажа учитель читает наизусть.

2.Работа по опоре.

— Озаглавьте рассказ, выбрав подходящее название из опоры.

Письмо………….. Телеграмма………. Настя…….

— Поделитесь своими мыслями о рассказе с товарищами.

— Что отражает рассказ?

Вывод. Рассказ К. Паустовского отражает душевное переживание автора, его настроение.

3.Анализ текста и построение цепочки событий. Работа с листом — путеводителем. .

Погружение в текст начинаем с зарисовки осеннего пейзажа.

— Что такое зарисовка пейзажа?

— А что такое пейзаж?

— Найдите в тексте пейзажную зарисовку, которую можно назвать так: » Октябрь торжествует победу.»

— Читайте, соблюдая паузы, передайте настроение автора.

— Кто увидел, какой пейзаж у автора?

— Найдите и прочитайте слова, с помощью которых рисуется октябрьский пейзаж.

— Какие глаголы употребляет Паустовский, рисуя увядание природы?

— Да, пейзаж у писателя грустный, неяркий, такой как на полотне художника Васильева, изобразившего среднюю полосу России. .

— Ребята! Но не только писатели и художники, а и композиторы посвящают свое творчество осеннему времени года.

-Вслушайтесь в знакомые звуки, вглядитесь в картину осеннего пейзажа.

— О чем заставляет задуматься эта мелодия?

Вывод. Паустовский соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание, нежелание «сдаваться» зимним холодам и сон, подобный смерти.

3. Образ Катерины Петровны.

— Как по — вашему, это центральный образ или второстепенный?

— Попробуем доказать, что главный. .

— Давайте осторожно приоткроем дверь и войдем в Дом Катерины Петровны. Постарайтесь увидеть, что происходит с ее жизнью.

— Рассмотрите иллюстрацию рассказа, что произошло до момента изображенного на картине и после него?

Выборочное чтение. .

— Какие глаголы указывают на близкий конец, что жизнь » медленно» завершается?

— Прочитайте отрывок, что произошло после изображенного на картине.

— Найдите в этой части мелкие детали, которые подчеркивают однообразие жизни матери.

— Какую же Катерину Петровну изобразил Паустовский?

4. Физминутка.

5. Работа в парах.

— Выписать в две колонки слова и выражения, описывающие внешность и характер Катерины Петровны.

Портрет. Характер.

Вывод. Каким же огромным богатством располагает язык К. Паустовского, чтобы создать такой живой. Прекрасный образ Катерины Петровны.

— Ребята, какие же люди должны жить рядом с Катериной Петровной?

— Назовите их имена.

— Подтвердите словами, что Тихон переживал за Катерину Петровну?

6. Построение цепочки событий.

— Ребята, давайте построим с вами цепочку событий. Рядом с пейзажем автор рисует образ главной героини.

П — К. П.

Объединив их в одно целое, мы придем к выводу. Страдает человек и природа у Паустовского » сочувствует» ему.

Гимнастика для глаз.

— Прикройте глаза, сдвиньте брови, изобразите мимикой печаль, приподнимите удивленно плечи, расслабьтесь. Минута тишины.

7. Ролевое чтение.

— Что вы узнали о жизни Насти в Ленинграде?

— Прочтите самый напряженный момент В тексте. .

— Отметьте в портрете деталь, которой Настя отличается от других героев.

Подтвердите текстом.

Да, глаза у Насти холодные. Глаза — это зеркало души. А душа у Насти пустая.

Она порхает по жизни, чем-то занята, устраивает выставку скульптору, а самого главного в жизни не делает — не едет к больной матери.

Посмотрите сейчас на цепочку событий.

П — К. П. — Н

Вывод. Все в этой жизни взаимосвязано, ничего не переделать, не убрать.

Но в какой-то момент произошел перелом. Отступила суета. Осталось главное: мать и одиночество.

Появляется маска.

М. Ваша история очень страшная. Настя черствый человек?

М. А я считаю, что Настя занятой человек. .

М. Чужие люди не бросили мать, а она отвернулась.

М. Почему Настя не заволновалась, когда получила телеграмму?

М. Она не поняла от кого телеграмма?

М. Это не раскаяние. Это жалость к себе.

М. У Насти сердце есть? Она не умеет сочувствовать и сострадать. Пустельга она.

И пусть Паустовский не обидится на нас, но мы не можем оставить Настю с таким камнем на сердце.

Творческая группа учащихся получила задание: придумать другое окончание рассказа. Вот, что у них получилось.

Ранним октябрьским утром, когда тусклое солнце заглянуло в окно, в квартире Насти раздался звонок.

Набросив на плечи пуховый платок, Настя выбежала в коридор. При тусклом свете в дверях стоял почтальон. Он протянул девушке телеграмму.

Настю охватил страх.

— Что там в этом маленьком клочке бумаги?

Руки девушки дрожали. На глаза накатились слезы.

— Я тяжело болею. Приезжай. Мама.

Настя быстро собрала вещи, выбежала из дома, и через час поезд нес ее в Заборье.

Вечером она осторожно открыла калитку, тихо вошла в дом, где на диване лежала Катерина Петровна. Увидев дочь, она еле заметным движением руки, Подозвала к себе Настю. Настя поцеловала мать, укутала платком, поправила подушку, живо растопила печь.

В комнате стало тепло.

Мамочка, я здесь! Как хорошо быть вместе с тобой! Я никуда не уйду.

Я люблю тебя! Какое это счастье — за добро платить добром!

Сердце у Насти успокоилось, почувствовав родительское тепло.

— Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

— Какова по — вашему, сила любви. К чему она может привести?

Ребята, послушайте мой совет.

В каждом человеке есть две половинки. Одна — черная, другая — белая. Важно, чтобы белая половина почаще открывалась для людей.

Не бойтесь делать добро — это счастье и щедрость души!

9. Рефлексия.

— Чему научил вас этот урок?

— Что на вас произвело наибольшее впечатление?

— Пригодятся ли знания этого урока в дальнейшей вашей жизни?

Вот и подходит к концу наша встреча с К. Г. Паустовским. Но я уверена, что вы еще не раз в жизни возьмете томик Паустовского в руки, открыв его, зададите вопрос: » Есть ли у меня сердце?»

Сердце есть у каждого человека, но у одного в нем живет душа, благородство, оно несет добро. А у другого оно начинает » заболевать», т. к. в нем поселилось безразличие, бесчувствие.

Заканчиваю урок вопросом, на который не надо отвечать вслух. Не поздно ли за добро платить добром?

Самооценка.

— Встаньте те, кто считает, что отвечал на «5»?

— Теперь те, кто поставил себе «4».

Спасибо вам за плодотворную работу, за радость общения.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока чтения в 8 классе Тема : К. Г. Паустовский «Телеграмма»