Конспект урока чтения в 8 классе Тема : К. Г. Паустовский «Телеграмма»
Специальное образовательное
Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная общеобразовательная школа №13 VIII вида » г. Оренбург.
Конспект урока чтения в 8 классе
К. Г. Паустовский «Телеграмма»
Подготовила
Учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории,
«Почетный работник общего образования «
Кондрашева Наталья Константиновна.
2014 год
Тема: К. Г. Паустовский «Телеграмма».
Урок — размышление » Пока не стало поздно»
Цель
Задачи:
О Бразовательные :
Обобщить знания учащихся по творчеству К. Г. Паустовского;
Познакомить учащихся с композицией рассказа, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского;
Способствовать формированию умения выразительно читать текст, анализировать его содержание, давать характеристику героев, определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и рассуждать.
2 . К Оррекционно — развивающие :
Способствовать активизации когнитивных процессов: зрительной и слуховой памяти; мыслительных
В Оспитательные :
Воспитывать у учащихся мотивацию в обучении, гражданскую позицию, любовь и интерес к творчеству К. Г. Паустовского.
.
Оборудование; презентация, тесты для учащихся, учебник.
Ход урока
Организационный момент.
Доброе Утро, ребята! Я рада нашей встрече.
Вы волнуетесь? И я волнуюсь. Тогда начнем урок с психологической поддержки.
Возьмитесь за руки и повторяйте за мной :
Мы — внимательные.
Мы — старательные.
Мы — хорошо учимся.
У нас все получится!
— Что вы ждете от сегодняшнего урока?
— Пусть наш урок творчества и сотрудничества принесет нам радость общения.
Сегодня мы построим урок по такому плану:
Продолжаем знакомство с творчеством писателя.
Проведем небольшое исследование.
Узнаем новое.
Поработаем творчески.
Проверка домашнего задания.
Если вы прочтете буквы, то назовете фамилию писателя.
1П2А3У4С5Т6О7В8С9К1И2Й
Какое задание получили?
Контроль знаний.
1 вариант.
1.Детские и школьные годы писателя.
2. Когда и где родился К. Паустовский?
3. Какая была семья?
4. Где учился К. Г. Паустовский?
5. С какого возраста он стал зарабатывать на жизнь?
6. Когда Паустовский написал свой первый рассказ?
7. Назовите название журнала, в котором напечатан первый рассказ?
8. Где продолжил учебу?
9.Кем пришлось работать писателю?
2 вариант. Литературное творчество.
Где застала революция Паустовского?
Кем он начал работать?
Назови книгу, которая принесла известность писателю.
Кем он был в годы войны?
Назови вторую родину К. Паустовского.
Что он понял именно там?
Как создавались его рассказы?
Итог домашнего задания.
Читая произведения К. Паустовского, в его лице вы приобретете мудрого друга, собеседника, общение с которым — праздник души.
Актуализация знаний.
А) Дыхательная гимнастика.
Б)Тренировочные упражнения.
— Поставьте ударение: тесовые
— Подберите синонимы: дряхлая……,ридикюль…., безмолвие….
-Объясните пословицу:
Материно сердце в детях, а детское в камне.
III. Работа над новым материалом.
Сегодня нас вновь ждет встреча с Константином Паустовским. Я не могу не удержаться, чтобы не показать книгу писателя, из которой авторы учебника взяли новый рассказ. Вот она.
Паустовский написал много рассказов. повестей, которые могли произойти с каждым из вас.
Я приглашаю вас на урок — размышление » Пока не стало поздно. » по рассказу К. Паустовского.
— О каких людях писал Паустовский?
— В чем же дело?
Может быть в необыкновенной любви к людям? А может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить, познакомившись с новым рассказом.
Ваша задача: внимательно послушайте и озаглавьте рассказ.
Первичное чтение. . Чтение идет под спокойную мелодию.
Осеннюю зарисовку пейзажа учитель читает наизусть.
2.Работа по опоре.
— Озаглавьте рассказ, выбрав подходящее название из опоры.
Письмо………….. Телеграмма………. Настя…….
— Поделитесь своими мыслями о рассказе с товарищами.
— Что отражает рассказ?
Вывод. Рассказ К. Паустовского отражает душевное переживание автора, его настроение.
3.Анализ текста и построение цепочки событий. Работа с листом — путеводителем. .
Погружение в текст начинаем с зарисовки осеннего пейзажа.
— Что такое зарисовка пейзажа?
— А что такое пейзаж?
— Найдите в тексте пейзажную зарисовку, которую можно назвать так: » Октябрь торжествует победу.»
— Читайте, соблюдая паузы, передайте настроение автора.
— Кто увидел, какой пейзаж у автора?
— Найдите и прочитайте слова, с помощью которых рисуется октябрьский пейзаж.
— Какие глаголы употребляет Паустовский, рисуя увядание природы?
— Да, пейзаж у писателя грустный, неяркий, такой как на полотне художника Васильева, изобразившего среднюю полосу России. .
— Ребята! Но не только писатели и художники, а и композиторы посвящают свое творчество осеннему времени года.
-Вслушайтесь в знакомые звуки, вглядитесь в картину осеннего пейзажа.
— О чем заставляет задуматься эта мелодия?
Вывод. Паустовский соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание, нежелание «сдаваться» зимним холодам и сон, подобный смерти.
3. Образ Катерины Петровны.
— Как по — вашему, это центральный образ или второстепенный?
— Попробуем доказать, что главный. .
— Давайте осторожно приоткроем дверь и войдем в Дом Катерины Петровны. Постарайтесь увидеть, что происходит с ее жизнью.
— Рассмотрите иллюстрацию рассказа, что произошло до момента изображенного на картине и после него?
Выборочное чтение. .
— Какие глаголы указывают на близкий конец, что жизнь » медленно» завершается?
— Прочитайте отрывок, что произошло после изображенного на картине.
— Найдите в этой части мелкие детали, которые подчеркивают однообразие жизни матери.
— Какую же Катерину Петровну изобразил Паустовский?
4. Физминутка.
5. Работа в парах.
— Выписать в две колонки слова и выражения, описывающие внешность и характер Катерины Петровны.
Портрет. Характер.
Вывод. Каким же огромным богатством располагает язык К. Паустовского, чтобы создать такой живой. Прекрасный образ Катерины Петровны.
— Ребята, какие же люди должны жить рядом с Катериной Петровной?
— Назовите их имена.
— Подтвердите словами, что Тихон переживал за Катерину Петровну?
6. Построение цепочки событий.
— Ребята, давайте построим с вами цепочку событий. Рядом с пейзажем автор рисует образ главной героини.
П — К. П.
Объединив их в одно целое, мы придем к выводу. Страдает человек и природа у Паустовского » сочувствует» ему.
Гимнастика для глаз.
— Прикройте глаза, сдвиньте брови, изобразите мимикой печаль, приподнимите удивленно плечи, расслабьтесь. Минута тишины.
7. Ролевое чтение.
— Что вы узнали о жизни Насти в Ленинграде?
— Прочтите самый напряженный момент В тексте. .
— Отметьте в портрете деталь, которой Настя отличается от других героев.
Подтвердите текстом.
Да, глаза у Насти холодные. Глаза — это зеркало души. А душа у Насти пустая.
Она порхает по жизни, чем-то занята, устраивает выставку скульптору, а самого главного в жизни не делает — не едет к больной матери.
Посмотрите сейчас на цепочку событий.
П — К. П. — Н
Вывод. Все в этой жизни взаимосвязано, ничего не переделать, не убрать.
Но в какой-то момент произошел перелом. Отступила суета. Осталось главное: мать и одиночество.
Появляется маска.
М. Ваша история очень страшная. Настя черствый человек?
М. А я считаю, что Настя занятой человек. .
М. Чужие люди не бросили мать, а она отвернулась.
М. Почему Настя не заволновалась, когда получила телеграмму?
М. Она не поняла от кого телеграмма?
М. Это не раскаяние. Это жалость к себе.
М. У Насти сердце есть? Она не умеет сочувствовать и сострадать. Пустельга она.
И пусть Паустовский не обидится на нас, но мы не можем оставить Настю с таким камнем на сердце.
Творческая группа учащихся получила задание: придумать другое окончание рассказа. Вот, что у них получилось.
Ранним октябрьским утром, когда тусклое солнце заглянуло в окно, в квартире Насти раздался звонок.
Набросив на плечи пуховый платок, Настя выбежала в коридор. При тусклом свете в дверях стоял почтальон. Он протянул девушке телеграмму.
Настю охватил страх.
— Что там в этом маленьком клочке бумаги?
Руки девушки дрожали. На глаза накатились слезы.
— Я тяжело болею. Приезжай. Мама.
Настя быстро собрала вещи, выбежала из дома, и через час поезд нес ее в Заборье.
Вечером она осторожно открыла калитку, тихо вошла в дом, где на диване лежала Катерина Петровна. Увидев дочь, она еле заметным движением руки, Подозвала к себе Настю. Настя поцеловала мать, укутала платком, поправила подушку, живо растопила печь.
В комнате стало тепло.
Мамочка, я здесь! Как хорошо быть вместе с тобой! Я никуда не уйду.
Я люблю тебя! Какое это счастье — за добро платить добром!
Сердце у Насти успокоилось, почувствовав родительское тепло.
— Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
— Какова по — вашему, сила любви. К чему она может привести?
Ребята, послушайте мой совет.
В каждом человеке есть две половинки. Одна — черная, другая — белая. Важно, чтобы белая половина почаще открывалась для людей.
Не бойтесь делать добро — это счастье и щедрость души!
9. Рефлексия.
— Чему научил вас этот урок?
— Что на вас произвело наибольшее впечатление?
— Пригодятся ли знания этого урока в дальнейшей вашей жизни?
Вот и подходит к концу наша встреча с К. Г. Паустовским. Но я уверена, что вы еще не раз в жизни возьмете томик Паустовского в руки, открыв его, зададите вопрос: » Есть ли у меня сердце?»
Сердце есть у каждого человека, но у одного в нем живет душа, благородство, оно несет добро. А у другого оно начинает » заболевать», т. к. в нем поселилось безразличие, бесчувствие.
Заканчиваю урок вопросом, на который не надо отвечать вслух. Не поздно ли за добро платить добром?
Самооценка.
— Встаньте те, кто считает, что отвечал на «5»?
— Теперь те, кто поставил себе «4».
Спасибо вам за плодотворную работу, за радость общения.