Казанский репортаж

В № 10-12 наша газета начала обсуждение проблем школьных олимпиад по литературе. Сегодня — слово председателю жюри Всероссийской олимпиады школьников по литературе, доктору педагогических наук профессору Льву Всеволодовичу Тодорову.

Во время проведения XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе в г. Казани я принял настоятельное предложение руководителей газеты Издательского дома «Первое сентября» «Литература» М. Сартана и С. Дмитренко принять участие в обсуждении публикаций об XI Всероссийской олимпиаде школьников

по литературе. Их статьи опубликованы в № 11.

Авторы направили в мой адрес свои впечатления о состоявшейся XI Всероссийской олимпиаде по литературе. Я ознакомился с ними и, честно говоря, пожалел о том, что поторопился дать согласие на это обсуждение. Однако слово надо держать, и я предлагаю свои заметки об XI Всероссийской олимпиаде школьников по литературе.

Несколько предварительных слов. Я совершенно не хочу обсуждать обиды сотрудников газеты «Литература» на меня лично и членов жюри олимпиады. Отказывая представителям Издательского дома «Первое сентября» в предоставлении работ участников олимпиады,

я выполнял решение жюри, состоящего из ведущих специалистов в области литературного образования.

Это соответствует Положению о проведении Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

Настоятельная просьба о вручении своего специального приза корреспондентами выглядела, мягко говоря, нескромной. В таком случае мы должны были предоставить возможность вручения своих призов не менее достойным журналам: «Литература в школе», «Русская словесность», «Мир образования — образование в мире», издательствам «Дрофа», «Просвещение», «Вербум-М» и другим представителям органов печати, присутствовавшим на XI Всероссийской олимпиаде школьников по литературе.

В соответствии со своей принадлежностью к журналистскому цеху я выполняю репортерскую обязанность и рассказываю, как проходила XI Всероссийская олимпиада школьников по литературе.

XI Всероссийская олимпиада школьников по литературе состоялась в столице Республики Татарстан, городе Казани, с 17 по 22 апреля 2006 года.

2006 год был объявлен Президентом Республики Татарстан М. Ш. Шаймиевым Годом литературы и искусства.

Подготовка XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе началась еще в конце 2005 года. Условия проведения олимпиады были согласованы с руководителями образования Республики Татарстан, с Казанским государственным университетом имени В. И. Ульянова-Ленина, после чего 17 марта 2006 года состоялась моя встреча с руководством и оргкомитетом Казанской олимпиады. В это время мне посчастливилось принять участие в подведении итогов и торжественном закрытии олимпиады Республики Татарстан по татарскому языку и литературе, имеющей, на мой взгляд, огромное значение для развития образования в регионе и для многочисленных татарских диаспор.

Ровно через месяц, в апреле, юные любители словесности из 63 регионов РФ съехались в Казань. И город, год назад отметивший свое тысячелетие, гостеприимно распахнул двери для 231 ее участника. Окрыленные, оживленные слетелись сюда школьники 9-10-11-х классов с Сахалина, из Владивостока, Красноярска, Казани, Тувы, Ростова, Краснодара, Ставрополя, Таганрога, Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации. Все они мечтали приехать и по уже сложившейся традиции померяться силами, способностями друг с другом в этом удивительном состязании.

А способности эти действительно должны были быть незаурядными.

Был создан оргкомитет олимпиады, который сделал все возможное, чтобы у ребят сложились оптимальные условия не только для работы, но и для ознакомления с культурными достопримечательностями Казани и Республики Татарстан. Программа была очень содержательной: перед участниками олимпиады выступали детские творческие коллективы Казани, команды олимпийцев посещали театры, картинные галереи, музеи, совершали организованные обзорные экскурсии по городу. Это придавало участникам конкурса уверенности, усиливало желание победить.

Прекрасно было это содружество искусств, воплощенное в творчестве талантливых детей.

Для учителей, сопровождавших команды олимпийцев, были приглашены представители крупнейших издательств учебной литературы, таких как «Просвещение», «Дрофа», «Вербум-М», познакомившие руководителей команд с новинками учебно-методической литературы и вручившие призы издательств детям, приехавшим на олимпиаду из отдаленных деревень и сел.

В течение всей олимпийской недели организовывались круглые столы, где выступали члены жюри, в том числе и я выступил на заседании круглого стола о проблемах олимпиадного движения с участием руководителей делегаций и учителей Республики Татарстан, дал характеристику заданий, а также отвечал на все вопросы участников. Содержание других выступлений было посвящено проблемам современного литературного и гуманитарного образования в целом.

Оргкомитет Казанской олимпиады полностью выполнил свои обязанности. Хочу о них напомнить: это прием и размещение участников олимпиады; обеспечение материальных и технических условий проведения всех туров олимпиады.

Казанский оргкомитет осуществлял материально-техническое обеспечение Всероссийской олимпиады школьников по литературе согласно Положению об олимпиаде.

На этапе переговоров с председателем жюри и членами методической комиссии были определены условия технического обеспечения Всероссийской олимпиады школьников по литературе: оговорены правила регистрации участников олимпиады, принципы кодирования олимпиадных работ, Порядок раздачи заданий и сбора олимпиадных работ на первом, втором и третьем турах. Для самого проведения олимпиады оргкомитетом были привлечены педагогические работники — не специалисты в области литературы, обеспечившие творческую работу участников олимпиады и членов жюри. Тем самым оргкомитетом были соблюдены Положения олимпиады, что не всегда так добросовестно выполнялось другими регионами, принимающими олимпиаду.

После окончания каждого тура под контролем представителя оргкомитета членам жюри передавались для проверки олимпиадные работы участников по классам. Для проверки отбирались только чистовики, черновики выдавались жюри в случае возникновения спорных вопросов при проверке.

Члены жюри, проверив работы и выставив количество баллов, сдавали работы представителям оргкомитета для составления рейтинга работ.

По окончании всех трех туров оргкомитет передал членам жюри сводную таблицу нераскодированных работ для выявления победителей по баллам и определения призовых мест. После определения членами жюри победителей и призеров по баллам сводные ведомости вновь передавались оргкомитету. Оргкомитет работы расшифровывал, и составлялась итоговая ведомость победителей и призеров, где обозначались фамилии авторов работ.

Предметная комиссия, жюри олимпиады предложили участникам олимпиады разнообразные задания, которые глубоко и разносторонне выявили уровень их литературной подготовленности.

Олимпиадные задания имели целью собственно литературное творчество участников, владение ими литературными приемами в самых разных жанрах.

Олимпиада по устоявшейся традиции проходила в Три тура.

В первом туре участникам олимпиады для комплексного анализа и идейно-художественной оценки были предложены тексты русских писателей XIX-XX веков: 9-й класс — В. Ф. Одоевский. «Привидение»; 10-й класс — Н. С. Лесков. «Путешествие с нигилистом»; 11-й класс — В. М. Шукшин. «Ораторский прием». Впервые для анализа были привлечены тексты Н. Лескова и В. Шукшина.

Во втором туре — для сопоставительного анализа — стихотворения русских поэтов XIX-XX веков: 9-й класс — Е. Баратынский. «Приметы» и Ф. Тютчев. «Певучесть есть в морских волнах…»; 10-й класс — А. Жемчужников. «Журавли» и А. Майков. «Ласточки»; 11-й класс — М. Лермонтов. «Воздушный корабль» и В. Маяковский. «Последняя петербургская сказка».

В третьем туре олимпийцам предстояло выполнить задания, связанные со знанием текстов классических произведений русской литературы, последних текстов русской литературы XXI века, теорией, историей литературы, вопросами по культуре, а также проявить свои творческие способности в оригинальной письменной работе.

Эти задания вызвали у ребят живой интерес, о чем свидетельствуют результаты анкетирования, проведенного оргкомитетом. На вопрос анкеты: «Как вы оцениваете содержание заданий?» — большинство анкетируемых ответили, что задания интересны, позволяют активизировать знания по истории и теории литературы, культуре, дают возможность проявить свою эрудицию, осведомленность в разных видах искусства.

Ребята с интересом составляли тексты определенного стиля, что, как показала проверка работ, не так просто. Познавательную направленность имеет прямое обращение к заданиям, связанным с теоретико-литературными понятиями, — напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Аллегория» ; » Роман » ; «Акт — Картина — Явление» . Знание этих понятий говорит о глубокой литературоведческой подготовке школьников. Сами участники олимпиады высоким знанием основ теории литературы отвергают досужие измышления о второстепенности литературоведческих знаний.

Деятельность предметной комиссии и жюри была ориентирована на высокий уровень литературных знаний участников олимпиады, в значительной мере превышающий базовый и даже профильный уровень Стандарта.

Жюри олимпиады составили ученые и педагоги из ведущих вузов и НИИ РФ. Четверо членов жюри — действующие преподаватели школьной литературы.

Это профессор МГУ Журавлева А. И.; профессор МПГУ Чертов В. Ф.; профессор ИМЛИ им. М. Горького Гулин А. В.; профессор МПГИ Чернышева Е. Г.; профессор АПК и ПРО Обернихина Г. А.; доцент Педагогической академии последипломного образования Московской области Белоусова Е. И.; заведующий редакцией «Литература» издательства «Просвещение» доцент Журавлев В. П.; заведующая редакцией «Литература» издательства «Дрофа» Ермакова Е. В.; заслуженный учитель РФ, методист ЮАО г. Москвы Черниченко Л. А.

Также в состав жюри вошли представители Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина и Казанского государственного татарского гуманитарного университета: Галиуллин К. Р., профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики, декан филологического факультета Казанского государственного университета; Богаткина М. Г., доцент кафедры русской и зарубежной литературы Казанского государственного университета; Мухаметшина Р. Ф., доцент кафедры русской и зарубежной литературы Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

При оценивании олимпиадных работ жюри учитывало Уровень творческой индивидуальности и оригинальности, полноту, своеобразие, самостоятельность в раскрытии вопросов, использование текстов произведений вне школьной программы , аккуратность и эстетичность оформления работы.

Анализируя олимпиадные работы, жюри также учитывало глубину понимания текста, умение выделить авторскую позицию, умение показать свое отношение к проблемам, поставленным автором, способность увидеть и показать композиционное своеобразие текста, умение видеть выразительные средства, используемые автором. Работа жюри была ориентирована на будущую учебу и самостоятельную исследовательскую деятельность потенциальных студентов-филологов.

Результаты аналитической работы жюри представлены в книгах, выпущенных издательством «Дрофа». Эти книги хорошо известны всем сотрудникам газеты «Литература», так как среди них есть и автор-составитель предыдущих олимпиадных сборников.

Я хочу обратить внимание Сергея Федоровича Дмитренко и Марка Наумовича Сартана на последний сборник, выпущенный издательством «Дрофа», — «Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Заключительный этап.

2001-2004. 9-11 кл.» .

Впервые в книге о республиканской олимпиаде по литературе присутствует аналитическая статья. В ней Е. А. Зинина в частности говорит о работе предметной комиссии, о работе жюри, о сохранении традиций проведения олимпиады: «Разрабатывает систему олимпиадных заданий методическая комиссия, состав которой утверждается Министерством образования России. При некотором обновлении состава комиссии ее ядро сохраняется, что позволяет сберегать традиции…» .

После определения победителей и призеров олимпиады оргкомитет принял Постановление об утверждении решения жюри об итогах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе и начал процедуру выписки дипломов.

В соответствии с высокими критериями оценки жюри выделило 52 победителя и призера, что составило по классам соответственно: 11-й класс — 23 человека; 10-й класс — 16 человек; 9-й класс — 13 человек.

На церемонии закрытия каждому участнику Всероссийской олимпиады школьников по литературе членами жюри были вручены Свидетельства об участии и впервые в истории олимпиады — памятные нагрудные знаки. Победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников получили дипломы и медали.

Кроме того, жюри определило победителей в номинациях «За лучшую работу 1-го тура», «За лучшую работу 2-го тура», «За лучшую творческую работу 3-го тура», «За лучший историко-литературный комментарий», «За лучшую статью для словаря литературоведческих терминов». Лауреатам в различных номинациях были вручены грамоты и призы.

Согласно Положению об Олимпиаде победители и призеры 11-го класса получили право внеконкурсного поступления в профильные вузы РФ по филологическим специальностям.

На закрытии XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе выступил министр образования и науки Республики Татарстан Р. Ф. Шайхелисламов. Он поздравил всех участников, победителей и призеров Всероссийской олимпиады, пожелал достижения поставленных целей и сохранения непреходящей любви к великой русской литературе.

В церемонии закрытия XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе приняли участие все члены жюри, руководители образования Республики Татарстан, преподаватели казанских вузов.

От имени жюри олимпиады мною была выражена благодарность работникам системы образования Республики Татарстан. Их теплое, заинтересованное отношение украсило дни, проведенные на гостеприимной казанской земле.

По итогам XI Всероссийской олимпиады 2006 года уже готовится книга, куда включены задания, работы участников олимпиады и аналитические материалы олимпиады.

Лев Тодоров, профессор

P. S. Мне представляется, что обсуждать надо не частные обиды, стремление выискивать какие-то просчеты в процессе работы творческих коллективов, — следует заботиться о развитии олимпиадного движения, о сохранении и сбережении того лучшего, что делает Олимпиаду по литературе привлекательной, притягательной для все большего и большего числа школьников нашей необъятной России.

Я уверен в светлом будущем нашего общего дела, которому мне посчастливилось служить верой и правдой двенадцать лет, с самых первых дней существования нашей Олимпиады.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Казанский репортаж