Как я понимаю смысл стихотворения Н. А. Некрасова «Рыцарь на час»
Мне кажется, основной смысл данного стихотворения заключен в самом названии. Некрасов обвинял себя и своих современников в недостаточной преданности делу борьбы за свободу угнетенного народа. Он считал, что его современники сказали много слов о бедствиях народа и необходимости его освобождения, но за этими словами мало дела.
Поэтому стихотворение как бы заключено в композиционное кольцо из названия и финальных строк текста: «Суждены нам благие порывы, // Но свершить ничего не дано». Стихотворение написано трехсложным размером —
В первой рисуется картина осенней природы, сельский пейзаж, отдыхающий после уборки урожая. Поэта радуют сильные крылья вспорхнувшего со стога ястребенка, ставшего образом-символом, прозрачная чистая даль. Некрасов предстает перед читателем талантливым лириком, умеющим живописать дорогой ему мир русской деревни. В природе он ощущает себя сильным и свободным: Мысли свежи, выносливы ноги.
Отдаешься невольно во власть Окружающей бодрой природы; Сила юности, мужество, страсть И великое чувство свободы Наполняют ожившую
В изображении природы в этом стихотворении Некрасов близок к поэтам-романтикам: лунный свет располагает к мечтам, перед лирическим героем возникают странные тени, причудливые видения. Вместе с тем, в описании природы Некрасов близок лучшим русским поэтам-философам: Тютчеву, Фету. Он создает прекрасные звукописные образы: «даЛь гЛубоко прозрачна», «месяц поЛный пЛывет», «в небе цвета гоЛубой, беЛоватый, ЛиЛовый», «земЛя прихотЛиво одета в воЛны беЛого Лунного света». Эта аллитерация звука «л» создает особый образ ласковой природы. Именно поэтому вторая часть стихотворения выступает своеобразной антитезой первой, так как настроение поэта приходит в противоречие с картиной умиротворенной природы.
Ему не спится, «над душой воцаряется мгла, ум, бездействуя, вяло тоскует». Поэт думает «невольную», «жестокую» думу, от которой может спасти только свидание с матерью. Поэтому центральный образ второй части стихотворения — это образ матери, чью могилу мысленно посещает благодарный сын. Так образ матери начинает сливаться с природой, становясь частью вселенной . Мать так же, как и природа, оберегает своих детей. Лирический герой просит защитить его: Я гибну — и ради спасения Я твою призываю любовь!
Так образ матери расширяется символом опеки и мудрости, почти богом, который может указать человеку его верный путь: От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви! Третья часть стихотворения отделяется от второй не только графически — многоточием и подзаголовком «Утром, в постели». Между второй и третьей частями — временной промежуток, позволивший лирическому субъекту осмыслить свои ночные размышления, что ассоциируется с философскими строками пушкинских «Стихов, сочиненных ночью во время бессонницы». В третьей части преобладает сожаление и уныние. Лирический герой понимает, что ночью он пребывал в волшебной власти «возвышающей душу природы».
А утром, наяву, он пугается своего бессилия, унылого дня. Финальный аккорд стихотворения звучит голосом вопиющей совести, голосом, который поэт глушил в себе во время своей ночной прогулки. Теперь этот голос, подобно «черному человеку», насмешливо затягивает свою «злую песню».
Он упрекает «ничтожное племя» в бездействии. Горькой иронией, упреком и сожалением звучат последние строки: Суждены нам благие порывы, Но свершить ничего не дано…