Стихотворение А. А. Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…»
Русская литература начала двадцатого века знает много выдающихся имен. Наверное, только тогда в России было такое богатство поэзии, яркий и разнообразный спектр направлений и течений. Анна Ахматова — одно из самых известных имен Серебряного века.
Меня поражает ее художественная зоркость, психологическая глубина стихов. Особый, неповторимый ритм придает лирическим произведениям этой поэтессы остроту и эмоциональность. Читая ее стихи, погружаешься в мир ощущений, невысказанных мыслей и тайных страстей.
Многие писатели и поэты обращаются
В чем же видит Анна Ахматова назначение поэта? Искусство — дар, которым поэт награждается свыше. Этот дар требует жертв, душевных переживаний и волнений. Настоящая поэзия для Ахматовой — не просто выражение своих мыслей, чувств, заключенных в определенную форму. Для нее это, прежде всего, «свежесть слов и чувство простота».
Нельзя быть «обыденностью», посредственностью.
Однако поставленный здесь вопрос не требует ответа, он риторический. Вторая строфа представляет собой обращение к невидимому собеседнику. Здесь лирическая героиня утверждает, что, как бы ни хотелось скрыть от окружающих свое дарование, поэт вынужден нести искусство «в люди», отдавать свое сокровенное на суд окружающих: Но не пытайся для себя хранить Тебе дарованное небесами.
Ахматова приходит к выводу, что поэт способен только «расточать, а не копить». Он награжден талантом свыше, это дар Божий, который нужно дарить людям. Ахматова считает, что поэт не может быть счастливым, так как на его жизненном пути будет очень много разочарований. Поэт — это лекарь, который должен «исцелять слепых».
Поэтесса понимает, что однажды узнает «учеников злорадное глумление и равнодушие толпы». Поэт обречен на боль, предательства и страдания. До осязаемости конкретные, буквально зримые строчки стихотворения подкупают читателя непосредственностью эмоций. Каждое слово взвешено и выбрано с необычайной строгостью и скупостью, каждая строфа чеканно изображает явление, вызывая множество ассоциаций.
В стихотворении ощущается не только душевное состояние героини в данный момент, но и угадывается, что этому состоянию предшествовало и что им будет предрешено. У поэта нет альтернативы, у него нет права выбора. Он должен следовать по своему, особому, тернистому пути.
В строке «иди один и исцеляй людей» можно поставить два логических ударения: над словом «один» и «исцеляй». Анна Ахматова прекрасно понимает, что на своем жизненном пути поэт одинок и у него не может быть спутников. Поэтому, если все же есть рядом человек, то лучше отказаться от него. Эта идея отчетливо звучит в повелительном наклонении втором лице глагола «иди». Мир поэта огромен и чаще всего идеален, но эта идеальность рушится, как карточный домик, «в тяжелый час сомненья».
В этот момент поэт оказывается один на один с действительностью, с реальной жизнью, где нет сочувствия, сострадания, понимания, а главное, благодарности. Есть только зависть соперничества, непонимание. Поэтесса говорит о злорадном глумлении учеников так правдиво, будто испытала это на себе. Но хуже всего для поэта равнодушие.
Для Ахматовой оно связано с толпой — бесчувственной, грубой массой людей, которая не может понять душевного состояние того, кто лечит их от слепоты. Толпа не умеет быть благодарной. Таким образом, в понимании Ахматовой предназначение поэта заключается в том, чтобы открывать людям истину, возможно, колкую и неприятную, но всегда правдивую.
Отдав более пятидесяти лет литературному труду, поэтесса внутренне понимала свою роль и свою значение в истории русской поэзии. Она придавала огромное значение миссии поэта. Гордый и волевой характер угадывался в ней еще в пору молодости, когда Анна казалась всего лишь загадочно-тихой девушкой. На протяжении всей жизни поэтесса смело выполняла свою миссию поэта, несмотря на невзгоды и обиды.
Поэзия Ахматовой стала своего рода мостом, проложенным от классики 19 столетия к нашим дням. Но в ее творчестве нет ни старомодности, ни архаики. Она не знала нелепых крайностей модерна, показного новаторства.
Главным для Ахматовой было творчество, которое исходит от души и сердца, а не навеяно модой и требованиями времени.