Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница»и «Гроза»
Если говорить о драматических произведениях и их роли в литературе, то в первую очередь вспоминается творчество А. Н. Островского, поскольку, на мой взгляд, больше никто из писателей не обращался к данной форме так основательно. В своих пьесах драматург затрагивал различные темы, которые волновали и волнуют людей всех времен и народов. Мораль, нравственность, общество — основные проблемы его произведений.
Пьесы «Гроза» и «Бесприданница», по моему мнению, являются самыми яркими и глубокими произведениями. В «Грозе» Островский
И в массе таких людей особо и ярко выделяется главная героиня пьесы — Катерина. Она не похожа на окружающих ее людей, она воспитана на иных нравственных
Родительский дом становится для нее идеальным: «Такая и я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Катерина воспитана на религиозных представлениях о морали и долге, отсюда и возникает ее чувство вины, ведь она полюбила другого! Здесь в произведении поднимается тема греха, которую каждый из героев воспринимает по-своему.
Как человек глубоко нравственный, девушка решается на самоубийство не потому, что боится жить с Кабанихой, Тихоном и им подобными. Причина в другом: Катерина чувствует себя грешной, потому что она предпочла мужу, данного ей богом, совсем другого человека. На мой взгляд, Катерина очень сильная в духовном плане, потому есть только один способ стать свободной — решиться на самоубийство. Теперь она не подчиняется тому миру, который был слишком жесток и холоден. Я думаю, Катерина дошла в своем протесте до трагического конца.
Если обратиться к образу Ларисы Огудаловой из другой пьесы Островского «Бесприданница», то можно с уверенностью сказать, что эта героиня также оказывается в бездуховной среде. Главные героини пьес похожи, ведь Лариса, так же как и Катерина, не способна принять такой мир. Огудалова — чувствительная девушка с открытой душой, умеющая любить и понимать окружающих ее людей. Да, конечно, Лариса создана для роскоши, своей красотой и талантом она привлекает внимание таких известных дельцов, как Кнуров, Вожеватов, Паратов. «Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует… и хорошего ювелира», — таково отношение этих людей к девушке. Однако все их чувства неискренни, Лариса — всего лишь развлечение для них.
Даже Паратов, которого Лариса любит всей душой, не воспринимает ее всерьез, не чувствует красоту ее внутреннего мира. «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву», — думает Огудалова. Девушка прекрасно понимает, чувствует истинное отношение к ней. Отсюда ее стремление выйти замуж за первого, кто к ней посватается.
Смерть для Ларисы, также как и для Катерины, становится единственным спасением от жестокой действительности. Как ни парадоксально, но все же выстрел Карандышева приносит героине избавление от страданий, она благодарит своего жениха за то, что он избавил ее от жизни, где Лариса «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно». Как и Катерина, героиня пьесы «Бесприданница» — одинокая душа, которая страдает от безразличия окружающих.
Лариса изначально не имеет тех качеств, позволяющих изменить сложившуюся ситуацию, она вынуждена смириться с пошлостью той жизни, в которой живет. Обе героини, несмотря на доброе сердце и ранимую душу, погибают в конце. Что это — проявление слабости, стечение обстоятельств или своеобразный вызов бездуховному обществу? Я считаю, что девушки не смогли бы жить среди невежд и лицемеров, даже если бы удачно вышли замуж.
Смерть для обеих оказалась предпочтительнее. А для окружающих гибель девушек должна была послужить уроком на будущее и доказательством того, что эгоизм и фальшь не приводят ни к чему хорошему.