Особенности поэзии Державина
Г. Р. Державин творил свои произведения в эпоху расцвета классицизма. Это искусство выделяло «высокое», «среднее» и «низкое» направления. «Высокое» было связано с героическим и патриотическим началом в человеке: гражданское, патриотическое чувство делало человека личностью. Темами «среднего» и «низкого» жанров были исключительно чувства личные. О Державине говорят, что он нарушил систему трех «штилей», созданную Ломоносовым.
Поэт смело соединял высокое, среднее и низкое в один живой образ. Если сравнить
Он хотел бы научиться добродетели, в его уста вложены высокие слова: Почувствовать добра приятство Такое есть души богатство, Какого Крез не собирал. Итак, метод Державина позволял ему вносить в поэзию смело взятые из жизни или созданные воображением индивидуальные характеры реальных людей, показанных на фоне колоритно изображенной бытовой обстановки. Державин воспевал в своих произведениях военные триумфы, победы, события придворной жизни. Но его всегда беспокоило то, насколько искренно и правдиво то, о чем он пишет: Я любил чистоседечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим. «Сердечная простота», «язык сердца», «чистосердечье», «ум и сердце человечье», «забавный русский слог» — во всех этих выражениях чувствуется некая антитеза: правда — ложь; искренность — неискренность; человечность — книжная схема, далекая от правды жизни.
Можно ли сочетать «чистосердечье» и высокий «штиль»? Державин сам признавался, что не умел «выдерживать» великолепного «ломоносовского» парения в одах и потому избрал новый, совсем особый путь. Но и на этом «своем» пути приходилось спотыкаться. Красноречие, не согретое живым чувством, было чем-то противоположным гению поэта.
Лгать в стихах Державин не умел, преувеличить мог , льстить иногда приходилось, но поэт вовсе не считал это своей заслугой: Ты сам когда-нибудь осудишь Меня за мглистый фимиам. За правду чтить меня ты будешь — Она любезна всем векам… Мы до сих пор ценим военные оды поэта, прославляющие силу русского оружия.
Это не оды, а целые поэмы, переполненные грандиозными образами и картинами, где словесная живопись спорит с олицетворениями, аллегориями и другими обычными атрибутами торжественных од. Поэт, как всегда, много работал над текстом этих произведений. Но, видимо, все-таки душа к ним лежала меньше — не трогали они сердце. Державин не раз говорил, что в последние годы своего царствования Екатерина II, вместо того, чтобы заняться внутренними делами России, помогать людям, нуждающимся в защите, все больше увлекалась победами и триумфами.
Она перестала быть Фелицей. Это поэт хорошо знал как ее личный секретарь. И громкие оды Державина уже не звучали вполне чистосердечно. Державин чаще стал писать стихи, обращенные уже не к сильным мира сего, а к близким — друзьям, жене. В 1812 году Державин создал стихотворную сказку «Царь-девица», целиком построенную на образах русского фольклора.
Вот как она начинается: Царь жила-была девица, Шепчет русска старина, Будто солнце светлолица, Будто тихая весна. Очи светлы голубые Брови черные дугой, Огнь уста, власы златые, Грудь как лебедь белизной. Уйдя в отставку, Державин принимается за новые, итоговые издания своих сочинений, спешит закончить автобиографические «Записки», «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», где объясняет читателю свои теоретический метод и стиль. В 1800-1810-е годы были созданы такие шедевры, как «Снигирь», «Лебедь», «Евгению.
Жизнь Званская» и последнее знаменитое восьмистишие-акростих, записанное автором за несколько дней до смерти на грифельной доске, — «Река времен». Державин прославился как талантливы1 поэт и новатор в русской литературе эпохи классицизма. Переняв традиции, заложенные предшественником Ломоносовым, он создал свой неповторимый «смешанный» стиль.