«Мысль семейная» в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской

Роман «Война и мир» — одно из центральных произведений великого писателя Льва Николаевича Толстого. Несмотря на панорамность, обилие персонажей и событий, это, в первую очередь, произведение о людях, об их поисках своего места в жизни. На фоне масштабных исторических событий Толстого интересует частная жизнь человека, которая состоит не в служении людям вообще, своему сословию, народу, государству, а в служении своим родным, семье.

Эта «мысль семейная» наиболее ярко воплотилась в образах женщин, в первую очередь в образах Наташи

Ростовой и Марьи Болконской. Толстой как будто издалека, через множество преград и жизненных трудностей ведет героинь к идеалу частной жизни — к семье. Трудно найти более разных людей, чем Наташа и Марья, когда они впервые появляются на страницах романа. По-детски непосредственная, жизнерадостная, легкая в общении, легкомысленная, влюбчивая Наташа с первой же встречи располагает к себе окружающих.

Всегда печальная, тихая и задумчивая княжна Марья, напротив, совершенно не умеет нравиться. Наташа минуты не может пробыть в одиночестве. Она привыкла быть в центре внимания, быть всеобщей любимицей. Марья о себе говорит:

«Я… всегда была дикарка… Я люблю быть одна…

Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни». Влюбчивость Наташи не знает границ. До истории с Курагиным трудно найти момент ее жизнеописания, когда бы она не была ни в кого влюблена.

Борис Друбецкой, учитель, блистательный Василий Денисов, опять Борис, но уже красавец-адъютант, наконец, князь Андрей. Марья созревает для своей любви постепенно, долго, как бы боясь ее и не веря в ее возможность. Наташа идет к своей настоящей любви через множество увлечений, Марья — в скромном одиночестве. Но уже в это время можно заметить в них общие черты: любовь к людям и искренность.

У Наташи они проявляются бурно, восторженно. Она может броситься на шею совершенно незнакомому человеку, чтобы выразить ему свою признательность. Марья же выражает свою любовь терпением и помощью своим «божьим людям».

Обе они открыты для сочувствия и готовы прийти на помощь. Есть у них и некоторое внешнее сходство: они обе не очень красивы. Но в минуты, когда Наташа и Марья проявляют лучшие качества своей души, они преображаются и становятся прекрасными. Толстой, подчеркивая это обстоятельство, выражает свое глубокое убеждение, что истинная красота человека не внешняя, а внутренняя. Наташа и Марья вначале очень далеки от цели, к которой их ведет автор, — от тихой и счастливой семейной жизни, поглощающей без остатка.

Легкомысленная Наташа не может пожертвовать своим образом жизни, свободой для любимого человека. У княжны Марьи другие причины. Она не считает возможным для себя уйти от отца, от «божьих людей», от своего печального одиночества. Марья ничего не хочет для себя лично и готова отдать жизнь в жертву другим людям: «Если бы у меня спросили, чего я желаю более всего на свете, — я сказала бы: желаю быть беднее самого бедного из нищих». Самопожертвование — вот девиз жизни Марьи до встречи с Николаем Ростовым и смерти князя Андрея.

Девиз же Наташи — жизнерадостность. Поэтому, когда героини впервые встречаются, они, естественно, не находят общего языка. Все меняется с приходом войны. Горе, лишения-, потеря крова, утрата близких изменили их.

Встретились опять у кровати смертельно раненного князя Андрея совершенно другие женщины — повзрослевшие и помудревшие, осознавшие ответственность за свои семьи. Наташа вынуждена ухаживать за обезумевшей от горя матерью, Марья воспитывает маленького осиротевшего племянника. «Чистая, полная печаль так же невозможна, как и полная радость». Человек имеет способность привыкать к горестям и отходить от них.

Так и героини Толстого в своих повседневных заботах постепенно возрождаются. Они осознают не только пустоту жизни светской, но и бесцельность замкнутой монашеской жизни. Женщины находят то, ради чего стоит жить: к ним приходит настоящая любовь.

Конец романа, где описывается будничная, совершенно прозаическая семейная жизнь Марьи и Николая, Наташи и Пьера, кажется странным и противоречащим всем предыдущим событиям, полным переживаний, исканий, волнений и тревог. Приведя таких разных героинь через многие испытания к одной развязке, Толстой показал неизбежность и необходимость для человека обыкновенной семейной жизни, не засоренной светскими предрассудками. Толстовские героини не жертвуют ничем ради семейной жизни.

Это не жертва, а естественное для них нормальное поведение, основанное на самом святом чувстве — чувстве любви к мужу и детям.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Мысль семейная» в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской