Изучение повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в 9-м классе

Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО — учитель русского языка и литературы. Живет в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края.

Работа с повестью «Бедная Лиза» рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…»

От эпиграфа переходим к размышлениям о сущности любви. Ребята читают заранее

подготовленные высказывания о любви, отражающие их жизненные позиции, аргументируют свою точку зрения. Дальнейший ход урока основан на аналитическом выборочном чтении.

1. Сообщение учащегося о значении прилагательного бедный в контексте названия и повести в целом.

2. Выборочное чтение характеристик Лизы и Эраста с выписыванием ключевых слов и словосочетаний.

3. Как Эраст относится к Лизе?

4. Кульминация отношений Лизы и Эраста.

Выразительное чтение сцены, где речь идет о гибели непорочности. Беседа. — Изменились ли отношения Лизы и Эраста после случившегося?

— К какому выводу приходит

автор?

5. Сообщение учащегося «Природа — фон или действующее лицо в произведении Карамзина «Бедная Лиза»?»

6. Пересказ эпизода прощания Эраста с Лизой перед его отъездом на войну.

Чтение описания душевного состояния Лизы после известия об отъезде Эраста на войну: «Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».

Мотивировка интонации. Роль тире в предложении.

7. Выразительное чтение последнего разговора Лизы и Эраста.

Дискуссионный вопрос: кем был для Лизы Эраст и кем оказалась для Эраста Лиза?

8. Почти все произведения Карамзина воспринимались современниками писателя как его непосредственные автобиографические признания. Даже в Эрасте «Бедной Лизы» усматривали черты автора повести.

9. Сообщение учащегося на тему «Автор в «Бедной Лизе»».

10. Эраст постарался откупиться от Лизы. Героиня кончает жизнь самоубийством. Как поступает Лиза с матерью?

— Лиза кинулась в озеро, как в начале повести в Москву-реку со словами «Никто не владей вами!» были брошены «непродажные» ландыши. Могут ли быть связаны эти эпизоды?

11. Чтение заключительного абзаца.

— Меняется ли наше отношение к Эрасту?

12. Литературоведческие понятия .

Жанр произведения — реальная быль, повесть-быль .

Идея произведения — «И крестьянки любить умеют».

13. За повестью Карамзина «Бедная Лиза» последовал поток подобных ей произведений, мало чем одно от другого отличающихся . Это явление в литературоведении называется эпигонством — нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности — подражание писателям.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Изучение повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в 9-м классе