Главные черты поэзии Ф. И. Тютчева
Умом Россию не понять… Ф. Тютчев Как поздней осенью порой Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весной И что-то встрепенется в нас. Это стихотворение Федора Ивановича Тютчева хорошо характеризует главные черты всей его поэзии — философичность и стилистическую простоту. Особенно часто он затрагивал мотив осени, что подсказывает нам, насколько он ценил Пушкина и в какой мере попадал под обаяние пушкинских стихов. Впрочем, в ранних стихах он откровенно подражает Пушкину: Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты
А вообще-то Тютчев — весьма благополучный поэт. Он имел и положение в обществе, и отличную службу, и успех у прекрасных дам, верных друзей: Гейне, Шеллинг, Лев Толстой, Фет, Пушкин. Два десятка лет он работал в дипломатическом корпусе за границей, постоянно наезжая в Россию, потом служил на хорошей должности в Министерстве иностранных дел.
Его первый сборник редактировали такие именитые писатели, как И. С. Тургенев и Н. А. Некрасов. Его стихи индивидуальны, хотя порой излишне образны и чересчур философичны. И все же лучшие его темы — темы любви, природы и России — не грешат
Заметно, что поэт большей частью пользуется простым двусложным размером — ямбом. Простые стилистические приемы, порождающие великолепные строки, — признак истинного таланта. Не зря говорят, что простота венчает оба конца шкалы гениальности. Может, поэтому автор, вдоволь пофилософствовав: …Он милосердный, всемогущий, Он, греющий своим лучом И пышный цвет на воздухе цветущий, И чистый перл на дне морском… …Есть близнецы для земнородных Два божества — то Смерть и Сон, Как брат с сестрою дивно сходных — Она угрюмей, кротче он… и отдав дань религии: …Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть… …О Господи, дай жгучего страданья И мертвенность души моей рассей… …Был день, когда Господней правды молот Громил, дробил ветхозаветный храм, И, собственным мечом своим заколот, В нем издыхал первосвященник сам… все равно возвращается к вечным ценностям: …Не все душе болезненное снится: Пришла весна — и небо прояснится… …О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! …
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Тютчев при всем его увлечении славянофильством относился к России с трезвостью математика. Он не восторгался «роковым Севером», который стал для него «сновиденьем безобразным», он не скрывал своего неприятия тех мест, где родился: Итак, опять увиделся я с вами, Места немилые, хоть и родные. Впрочем, не только к России относился поэт реалистично. Он и себя самого анализировал беспощадно: Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная — есть ложь.
Этот анализ порой вторгал его в пессимизм: Судьба, как вихрь, людей метет, И рад ли ты, или не рад, Что нужды ей?.. Вперед, вперед! А иногда — в философское отчаяние, где сон подобен смерти: …Я в хаосе звуков лежал оглушен, Но над хаосом звуков носился мой сон… Видно, такова судьба большого поэта: жить большей частью в стихах, умирать в них и в них возрождаться.
Впусти меня! — Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..