Идейно-художественный анализ стихотворения «Деревня» А. С. Пушкина

Стихотворение «Деревня» было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый «петербургский» период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы управления…

Так, стихотворение «Деревня» поэт

посвящает проблеме крепостного права, волновавшей многих мыслящих людей того времени. Стихотворение имеет двухчастную композицию: первая часть представляет собой идиллию, в то время как вторая — политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего. Деревня для лирического героя — это, с одной стороны, «пустынный уголок», некий идеальный мир, где царят тишина и гармония.

В этом краю, «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духовную свободу, предается «творческим думам». Образы этой части стихотворения: «темный сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «нивы

полосаты», «в дали рассыпанные хаты», «мельницы крылаты», — несомненно, романтизированы, что создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает безобразие социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. «Барство дикое» и «рабство тощее», основные образы этой части, воплощают «невежества убийственный позор», всю неправильность и бесчеловечность крепостного права.

Лирический герой отождествляемый с самим поэтом, называющий себя «другом человечества», не приемлет этой несправедливости и беззакония, желает «тревожить сердца…» людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть «народ неугнетенный» и «отечество свободы просвещенной». Мир же, окружающий героя, полный жестокости и насилия, мир, где одни «тягостный ярем до гроба влекут», а другие, «не видя слез, не внемля стона», «присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца», выглядит особенно безобразно на фоне прекрасной, гармоничной природы, царства «счастья и забвенья». Таким образом создается контраст между двумя частями стихотворения, позволяющий с особой силой выявить идею ущербности, невозможности существования крепостного права. Поэтом используется и множество изобразительно-выразительных средств языка.

В первой части они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: «льется дней моих поток», «мельницы крылатые», «озер лазурные равнины», «мирный шум дубрав», «тишина полей». А во второй части изобразительные средства используются поэтом, чтобы с наибольшей яркостью обличить безобразие социального строя: «…насильственной лозой», «чуждый плуг», «измученные рабы», «неумолимый владелец». Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями, ибо имеют характер воззвания к окружающим, выражают возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.

Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма — как мужская, так и женская, как перекрестная, так и кольцевая: Приветствую тебя, пустынный уголок , Приют спокойствия, трудов и вдохновенья , Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья . Я твой — люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят .

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Идейно-художественный анализ стихотворения «Деревня» А. С. Пушкина