Повесть Г. Н. Владимова «Верный Руслан»
Зато другое он знал, нами подсунутое, — долг, который мы в него вложили, сами-то едва ли зная, что это такое. Г. Н. Владимов, «Верный Руслан» Часто ли мы смотрим на себя со стороны? Часто ли мы задумываемся о причинах и последствиях наших поступков? К сожалению, не часто. Своеобразную попытку бросить взгляд на человека со стороны предпринял Г. Н. Владимов в произведении «Верный Руслан».
Под названием мы читаем: «История караульной собаки». Мало того, что читатель видит человека со стороны, но еще и «глазами» собаки, самого верного,
Человек и собака не понимают друг друга. Для Руслана необъяснимы многие поступки хозяев и конвоированных, а для них Руслан, в свою очередь, кажется глупым и непонятным. Автор в произведении поднимает множество проблем: воспитание; ограниченность мира, в котором мы живем; преданность и верность; проблема долга.
Руслан столкнулся с тем, что он перестал понимать происходящее, не может разобрать,
Людей-двуногих он делит на хозяев и «стадо», за которым нужно следить. Есть еще главный, которого все боятся и свой хозяин, которого никогда нельзя давать в обиду и только его, и больше ничьи, команды необходимо выполнять. Восемь лет прожив в такой обстановке, ставшей Руслану привычной и единственно верной, свято веря в правоту Службы и презирая заключенных, пес не приемлет другой жизни. Он не верит и не хочет верить в существование какого-либо мира за пределами проволоки. Мир начинает постепенно раскрываться перед ним тогда, когда Руслана изгоняют из лагеря.
Голодный, без еды и приюта, он скитается по деревне, не смея взять съестное из чужих рук, потому что так приучили… Не может он жить у других хозяев, потому что Служба запрещает… Преданность долгу, честь и гордость очень сильны в Руслане, он готов питаться мышами и спать на грязных вокзалах, лишь бы не предать Службу. К дворнягам и отношениям между ними Руслан относился с презрением: «со своими страстями они обращались не по адресу, в их плоские головки не приходило, что он находится на службе, и то, чего бы им хотелось с ним, он привык исполнять, как долгие поколения его предков: будет команда, возьмут на поводок, укажут — с кем».
Каково же было удивление Руслана, когда он постепенно узнавал другой мир, не лагерный, а обычную бытовую жизнь простых людей и простых собак! И жизнь эта оказывается не такой уж плохой. Но все снова возвращается, когда Руслан и другие караульные видят привычное до боли зрелище — колонну людей! Профессиональные привычки и Служба проснулись в собачьих сердцах, и отряд только что прибывших рабочих на целлюлозно-бумажный комбинат, построенный на месте лагеря, превращается в жуткую кровавую бойню.
Собаки, к сожалению, не понимают разницы между конвоированным и рабочими, им уже никто не приказывает, поэтому они действуют так, как велит им Служба, въевшаяся в сознание на уровне рефлексов. Рухнул один мир в голове Руслана, и он не может понять, как жить в новом мире, будет ли ему в нем место. Но все мысли о чем-то добром, попытки понять происходящее перестают существовать, когда пес чувствует на себе требовательную и жесткую руку нового хозяина и слышит приказ.
Среда, в которой мы живет, оказывает сильное влияние на наше сознание. А в какой среде жили люди, да и все живые существа в описываемое в рассказе время? Автор дает ответ на этот вопрос: «Где бы одни узники с помощью других узников не охраняли бережно третьих узников — и самих себя — от излишнего, смертельно опасного глотка голубой свободы.
Покорный этому закону, второму после всемирного тяготения, караулил своего подконвойного Руслан — бессменный часовой на своем добровольном посту». Роли, которые нужно исполнять, прививались с рождения, и нет возможности сойти с пути, придуманного еще до твоего рождения. Есть, конечно, везде исключения. Например, умный и сообразительный пес Ингус и идеальной родословной и признанием публики. Чем-то он напомнил мне «лишних людей» 19 века — Онегина, Чацкого, Печорина, Рудина.
Они тоже все знали, все умели, но им было скучно жить. Автор так описывает Ингуса: «Так он и жил — с непонятной своей мечтой, или, как инструктор говорил, «поэзией безотчетных поступков», …. а умер не за проволокой, а в лагере, у дверей барака. Умер зачинщиком собачьего бунта». Участь таких членов общества — смерть, потому что их свободному сознанию нет места в коллективном образе жизни. Но самое ужасное даже не в том, что Руслан готов выполнять любые приказы хозяина, не думая, хорошо это или плохо.
Важный смысл заключен во фразе, которая звучит во время нападения караульных на рабочих: «Ну, накусались вволю — и по домам, дальше — не наше собачье дело, когда хозяева давно отступились». Что делать собакам, когда хозяева поступают неправильно? Кто должен нести ответственность за страшные события, когда приказ становится важнее человечности и сострадания к ближнему? В названии произведения звучит слово «верный». Кому верен Руслан?
Хозяину, Службе, самому себе? В этом и заключается самое сложное для каждого из нас: разобраться, где проходит граница между «Я» и тем, что нам пытаются выдать за истину. Руслан, к сожалению, стер эту границу, растворив свое Я в Службе и поддавшись властным приказам сильного хозяина.