Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия»
Роман «Белая гвардия» М. А. Булгакова был написан в 1923-24 годах. События, легшие в основу романа, были пережиты самим автором в 1918-1919 годах в его родном городе Киеве. Переосмысление и анализ гражданской войны дан Булгаковым в нетрадиционной для советского времени манере: история рассказана с позиции белых офицеров. Свою авторскую позицию писатель определил как попытку «стать бесстрастно над красными и белыми». Это стремление, с одной стороны, загубило печатную историю произведения: было издано только начало романа.
С другой стороны,
Два романа сближаются, в первую очередь, своей «беспристрастностью» в описании истории. В отличие от слащавой и напыщенной советской литературы, обличавшей белое движение, исторически «Белая гвардия» более точна. Поднимается Булгаковым тема истории и личности в романе. Но, в отличие
Народные массы в «Белой гвардии» играют важную роль в развитии исторического процесса. Но они направляются не какой-то высшей силой, как утверждается в «Войне и мире», а своими собственными внутренними устремлениями. В историческом конфликте, по Булгакову, участвуют несколько сил: офицеры, штаб во главе с гетманом и их защищающие немцы. Но есть и «третья сила на громадной шахматной доске» — петлюровцы, которые выражают стремления простых украинских мужиков. Народная стихия, поддержавшая Петлюру, оказывается в «Белой гвардии» мощной силой, сокрушающей слабую, по-своему тоже стихийную, плохо организованную армию Скоропадского.
Именно в недостатке организации обвиняет гетмана герой романа Алексей Турбин. Но, как и бывает в жизни, от недостатка информации самое главное и не было замечено: как катилась к городу большая грозовая большевистская туча. Булгаков не отрицает того, что, возможно, именно большевики — та власть, которая принесет в Город мир и покой, столь желанные Турбиным.
Вместе с тем, Булгаков старался дать понять читателям, что насилие исходило от большевиков никак не в меньшей степени, чем от их противников. Большевистский миф, по цензурным условиям, он вынужден разоблачать иносказательно, намеками на полное сходство красных с петлюровцами . Это проявилось, в частности, в следующем эпизоде. По дорогам пошло привидение — некий старец Дегтяренко, полный душистым самогоном и словами страшными…. Затем этот же Дегтяренко-пророк лежал и выл, и пороли его шомполами люди с красными бантами на груди. И самый хитрый мозг сошел бы с ума над этой закавыкой: ежели красные банты, то ни в коем случае не допустимы шомпола, а ежели шомпола — то невозможны красные банты.
Лейтмотивом «Белой гвардии» становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на все потрясения войны и революции. Основной конфликт также строится на противопоставлении дома, семейного очага, сокрытого за «кремовыми шторами», внешнему миру, который «грязен, кровав и бессмыслен». Композиция романа строится хронологически.
В построении композиции также можно заметить перекличку с толстовским произведением. В романе есть сцены, происходящие в доме, — сцены «мира» и сцены за пределами дома — сцены «войны». Я считаю, что Булгаков в своем романе утвердил человеческую жизнь как абсолютную ценность, возвышающуюся над всякой национальной и классовой идеологией. Одна из самых важных сцен для раскрытия этой мысли — сцена в морге.
Подробное описание трупов, уложенных штабелями, и тошнотворного запаха необходимо автору для того, чтобы показать весь ужас смерти. А Война по Булгакову — это и есть смерть. В художественном отношении в романе также можно отметить влияние поэмы Блока «Двенадцать». Такие образы, как вьюга, ветер, люди в черном со штыками и красными звездами явно напоминают нам знаменитое произведение Блока. В финале романа автор соглашается со Львом Толстым: только обращение к абсолюту, который символизирует звездное небо, может заставить людей навсегда отказаться от насилия.
Однако, наученный опытом революции и гражданской войны, автор «Белой гвардии» вынужден констатировать, что люди не желают взглянуть на звезды над ними и следовать добру.