Основные темы и идеи лирики Ф. Тютчева
Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкина называют «солнцем русской поэзии», то Тютчев — «ночной» поэт. С поэзией Тютчева мы знакомимся в начальной школе, прежде всего с его стихами о природе.
Но главное, на мой взгляд, в творчестве Тютчева — не изображение, а осмысление природы . Другая главная тема лирики этого замечательного поэта — жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Лирический герой, являющийся
Таковы, например, стихотворения «Бессонница», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной…», «О чем ты воешь, ветр ночной?..». Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение и за покоем дневной природы
Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь . Откуда же у Тютчева все эти «страсти роковые»? Они определены эпохой великих социально-исторических катаклизмов, в которую жил и творил поэт. Обратим внимание на то, что периоды творческой активности Тютчева приходятся на рубеж 20-30-х годов, когда революционное движение и в Европе, и в России пошло на спад и утвердилась николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновь прокатилась волна буржуазных революций. Остановимся подробнее на стихотворении поэта «Я лютеран люблю богослуженье…», датированное 16-м сентября 1834 года. Чем привлекла православного христианина Тютчева вера немецких протестантов, последователей зачинателя европейской Реформации Мартина Лютера?
Он увидел в обстановке отправления их культа столь родственную его душе ситуацию всеобщего конца: «Собравшися в дорогу, / В последний раз вам вера предстоит». Поэтому так «пуст и гол» ее дом . Вместе с тем в этом стихотворении Тютчев с потрясающей силой выразил смысл любой религии: она готовит человека, его душу к последнему уходу. Смерть по религиозным понятиям — благо: душа возвращается в свое божественное лоно, из которого вышла при рождении. Христианин должен быть всякий миг готов к этому.
Он и в Божий храм ходит затем, чтобы подготовить к этому душу. Философия веры нашла здесь соответствующее ей стилевое оформление. В композиции очень небольшого по объему стихотворения обращают на себя внимание однородные синтаксические элементы, с помощью которых поэт уточняет и разъясняет свою мысль: «Обряд их строгий, важный и простой»; «Сих голых стен, сей храмины пустой»; «Но час настал, пробил». Встречается и повтор строк: «Еще она не перешла порогу».
И вообще в данном произведении много синтаксических параллелизмов, что указывает на ораторский, публичный характер рассуждений поэта о религии. Мне очень близко творчество Ф. И. Тютчева, поэта философского, глубокого, выдающегося.