Верно ли утверждение: «Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее» ?

Я в себе уверен. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Федор Михайлович Достоевский всю свою жизнь стремился к разгадке волнующих его вопросов. Его основные произведения — 7 семь романов которые шли парами по темам, и, в итоге, должны были завершиться глобальным произведением, рассказывающим о судьбе человека, ставшего революционером.

Но этим планам не суждено было сбыться из-за смерти Федора Михайловича. Он успел создать

лишь первую часть . Произведения же шли в такой последовательности: Бедные люди — Униженные и оскорбленные Преступление и наказание — Идиот Бесы — Подросток Братья Карамазовы Михаил Михайлович Бахтин, в своей работе «Проблемы творчества Достоевского» назвал роман «Братья Карамазовы» полифоническим романом, то есть произведением, в котором каждый герой ведет свою партию, живет своей собственной жизнью. Но все-таки в этом произведении есть герой, мировоззрение которого схоже с миропониманием самого Достоевского.

Это Иван Федорович Карамазов. Исходя из узкобиографического толкования образа Ивана

Л. Ф. Достоевская высказала предположение, что писатель изобразил в нем себя. Сознание Ивана Карамазова разрывается между верой и неверием. Эту тайну сразу угадывает старец: «Идея эта еще не решена в вашем сердце и мучает его.

В этом ваше великое горе, ибо настоятельно требует разрешения. Но благодарите творца, что дал вам сердце высшее, способное такою мукой мучиться». Он не верит в идею всеобщего счастья: «Не для того же я страдал, чтобы собой, злодействами и страданиями моими унавозить кому-то будущую гармонию».

И тем более не хочет чтобы это счастье достигалось слишком дорогой ценой: «Слушай: если все должны страдать, чтобы страданием купить вечную гармонию, то при чем тут дети, скажи мне пожалуйста?» Он отказывается от высшей гармонии: «Не стоит она слезинки хотя бы одного только что замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезами своими к «боженьке».» Эта тема видна и в словах самого Достоевского: «Видали ли вы или слыхали ли о мучимых маленьких детях, ну хоть о сиротках в иных чужих злых семьях? Видали ли вы, когда ребенок забьется в угол, чтоб его не видели, и плачет там, ломая ручки — и ударяя себя крошечным кулачком в грудь, не зная сам, что он делает, не понимая хорошо ни вины своей, ни за что его мучают, но слишком чувствуя, что его не любят» Но Иван Карамазов отнюдь не был безбожником: «Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, Им созданного… не принимаю и не могу согласиться принять». Трагедия Ивана Федоровича в том, что: во-первых, он сам еще не определился в своих желаниях: с одной стороны, он пропагандирует идею вседозволенности, а с другой утверждает, что: «Я хочу не такого общества, где бы я не мог сделать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам…», а, во-вторых, люди, слушая его идеи, воспринимают их абсолютно неверно.

Лучший тому пример — Смердяков, который основываясь на своем осознании идей Карамазова, совершает убийство. Если основываться на этом доказательстве, то утверждение Льва Шестова верно. Но с другой стороны, в течении жизни развитие Федора Михайловича шло от гуманизма к христианству, и к концу жизни он стал верующим.

И, как мне кажется, с идеями Алеши он тоже был согласен, тем более что в продолжении романа младший Карамазов должен был стать революционером. И спор, происходивший между братьями Алешей и Иваном — это, в некотором роде спор разных сторон личности Достоевского. В христианстве, одна из главных идей, в моем понимании, — отказ от всего бренного на земле, ради высших благ на небе. А значит, что Достоевский, как христианин хочет счастья именно в будущем, и верит в это.

В общем, утверждение Льва Исааковича Шестова можно воспринимать по-разному, и от того, с какой стороны ты его понял, доказывать свою точку зрения. Все романы Достоевского — социально-философские романы, в которых он ищет ответы на мучающие его вопросы. И при прочтении его произведений, сам невольно начинаешь задумываться над этими вопросами, и вырабатывать свою точку зрения.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Верно ли утверждение: «Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее» ?